Развитие логического мышления дошкольников – чрезвычайно важный и трудоемкий процесс, в котором принимают участие и родители, и воспитатели. Умственное развитие дошкольников составляет неотъемлемую часть их психического развития. Малыш накапливает различные знания, представления о мире, формирует познавательные умения, овладевает речью. К пяти годам дети уже способны оперировать несложными научными знаниями, делать умозаключения. Задачей родителей и воспитателей, да и просто старших, принимающих участие в судьбе ребенка, — в этот период – создать систему элементарных знаний у дошкольников, которая будет отражать простые, но необходимые связи и зависимости в том или ином виде деятельности.
Одним из наиболее действенных методов при этом выступают речевые и логические задачи. Логические задачи для дошкольников направлены на активизацию уже полученных знаний, формирование умений делать простейшие умозаключения. Именно активные занятия дошкольников обеспечивают в дальнейшем нормальное умственное развитие.
Что это такое?
- Во-первых, они могут представлять собой фразы, где представлен измененный ход вещей. Ребенка просят восстановить привычную ему ситуацию.
- Во-вторых, задачи могут потребовать от дошкольников вспомнить какой-либо известный факт и сделать на основе его умозаключение.
- В-третьих, логические задачи могут быть представлены в виде картинок, где необходимо найти лишнее, отыскать отличия, продолжить изображение и т.п. Мы с вами рассмотрим речевые логические задачи.
Примеры задач
Перед вами несколько примеров задач для дошкольников с ответами. Но прежде чем давать их детям, попробуйте решить сами. Иногда такие задачи сложны даже для старших.
— Светочка очень любит болтать. В каком месяце она разговаривает мало?
— В феврале, поскольку в феврале 28-29 дней..
— Что необходимо предпринять, чтобы пять мужчин были в одном сапоге?
— Нужно, чтобы каждый снял один сапог.
— Как отыскать снег прошлого года?
— нужно после встречи Нового года выйти во двор.
— Человек сидит, однако вы не сможете сесть на его место, даже если этот человек уйдет. Где он находится?
— У вас на коленях.
— Какие камни не водятся в море?
— Сухие.
— Что готовят, но это нельзя съесть?
-Уроки в школу.
— У стола было четыре угла. Один угол отпилили. Сколько осталось?
— Пять углов.
— Если это будет стоять вверх ногами, оно станет на одну треть больше. Что это?
— Цифра шесть.
— Что есть возможность измерить, но ширина, длина, высота и глубина у него отсутствует?
— Время и температура.
— Каким гребнем невозможно чесать волосы?
— петушиным.
— Какая вещь странствует по свету, оставаясь в одном углу?
— Марка на конверте.
— Что нельзя положить даже в самую большую кастрюлю?
— Крышку от этой кастрюли.
— Что легко поднять с земли, но нельзя забросить далеко?
— Пух.
— Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг пуха?
— Одинаково, поскольку они весят килограмм.
— Каких животных Моисей взял к себе в ковчег?
— Моисей не брал животных в ковчег. Это сделал Ной.
— Одному мальчику на Новый год купили подарок. Он попросил снять крышку с подарка, чтобы его погладить. Какой это был подарок?
— Черепаха.
— Какие насекомые «приручены» человеком?
— Пчелы.
Как видите, данные логические задачи, предназначенные для дошкольников, могут показаться сложными даже для старших, хотя ответы у них чрезвычайно просты.
Как же могут маленькие дети догадаться? – спросите вы, взрослые.
А вот для дошкольников подобные задачи как раз не составляют труда, поскольку они не находятся в плену сформированных у старших предрассудков и закоренелых представлений. Дети смотрят на мир как на нечто новое, неизведанное, поэтому их ответы иногда поражают, а иногда удивляют. Конечно, логические задачи для дошкольников, связанные с конкретными знаниями, невозможно решить, если этих знаний не иметь. Например, задача, где необходимо перечислить животных, находящихся в ковчеге у Моисея, не решаема без знаний библейских сюжетов. Таким образом, логические задачи требуют и развитой эрудиции, которая у современных дошкольников не всегда достаточно развита. Задачи – хороший знак для старших обратить внимание на пробелы в знаниях и представлениях дошкольников. Рассмотрим еще некоторые подобные логические задачи.
— Одна из наиболее известных математических задач, придуманная древним ирландским ученым Алкуином.
Крестьянину необходимо переправить на лодке на другой берег три вещи.
Это коза, капуста и волк. Но лодка выдержит только самого крестьянина и одного из названных предметов или животных.
Как переправить груз на тот берег?
При этом нельзя оставлять козу рядом с капустой, а волка рядом с козой.
Решение
Чтобы правильно переправить груз на тот берег, необходимо сперва отвезти козу, затем взять капусту, переправить ее на тот берег, а козу забрать. Оставить козу и переправить волка на берег, где лежит капуста. Затем перевезти козу.
— В древности женщины носили на голове специальный убор, который назывался кокошник. От старинного названия какой птицы произошло это слово?
— Курицы.
— Двое мужчин пришли к реке в одно время. Однако лодка, которая может переправить на другой берег, выдержит одного. И все-таки они переплыли одновременно на тот берег.
Каким образом?
— Мужчины двигались с разных берегов.
— На каком языке говорит больше всего людей на планете?
-На китайском.
— Эти люди, приезжая из чужеземных мест на родную землю, привозили с собой ветви пальмы. Как называли этих людей?
-Паломники.
— Среди фруктов больше всего на планете производят бананов, второе место по производству занято цитрусовыми. Какие фрукты занимают третье место по количеству производства?
— Яблоки.
— О ком говорит пословица «ни рыба ни мясо».
— О раках.
— В семнадцатом столетии Марко Арони изобрел новое блюдо. Какое?
— Макароны.
-Ученые проследили, что почти все женские имена на Руси заканчивались буквами –а или –я. Какое имя не заканчивается на эти буквы?
-Любовь.
— Все знают поговорку «нельзя выносить мусор из избы». Как уничтожали мусор в старину?
-Сжигали.
— Только в одном месте русские мужики в любое время года носили рукавицы и шапки. Что это за место?
-Баня.
— Греки в древности изготавливали из дерева сандала обувь. Какую?
-Сандалии.
— Итальянский флаг имеет три цвета: красный, зеленый и черный. Какая ягода подсказала итальянцам избрать именно эти цвета?
-Ягода арбуз.
Материалы для скачивания по теме
скачать все задания общим архивом можно здесь
Видео-задания
✔