Развитие речи ребенка напрямую зависит от его окружения. Чем больше его общение со сверстниками в детском саду, в семье, тем совершеннее его речь.
В 5 лет у малыша речь уже практически полностью похожа на речь взрослого по качеству, и если в этом возрасте проявляются проблемы в произношении или употреблении слов, нужно немедленно обратиться к логопеду.
Их, как правило, выявляет диагностика речи у врача. Рассмотрим, какие этапы проходит речевое развитие ребенка до 7 лет, и каков процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Этапы и периодизация развития
Развитие речи у детей проходит этапы, которые определяются количеством слов словарного запаса:
- полтора года – 20-50 слов;
- 2 года – от 60 до 200 слов;
- 3 года – от 300 до 1000 слов;
- 4 года – 1500 – 2000 слов;
- 5 лет – от 1900 до 2200 слов.
Периодизация и этапы предполагают появление слов и их сочетаний в периоде до 2 лет.
После 2 лет ребенок уже пытается говорить простыми предложениями.
До трех лет ребенок может опускать или переставлять звуки в словах.
После 3 лет малыш формирует сложные предложения, начинает употреблять предлоги и союзы, понимает сложные конструкции грамматики.
Скороговорки
Народные методы, приемы и средства, которые используются для развития связной речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста, состоят в изучении скороговорок (лучшая подборка для детей).
Что такое скороговорки?
Это жанр устного народного творчества, представляющий собой небольшие предложения, рифмовки, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки.
Если научиться быстро проговаривать скороговорки, речь становится более четкая, развивается дикция.
Логопеды советуют учить с детьми скороговорки, сначала проговаривая их медленно и постепенно ускоряя произношение. Скороговорки помогают осваивать «трудные» для детей звуки: р, л, ш, с произнесением которых часто бывают проблемы у малышей. Игры и занятия с логопедом, в детском саду всегда включают в себя скороговорки.
Родители, которые занимаются дома с детьми, обязательно должны учить с малышами скороговорки. Скачать скороговорки можно на нашем сайте.
Сказкотерапия
Развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста способствует сказкотерапия. Эта методика развивающей игры с детьми возникла сравнительно недавно. Сказкотерапия представляет собой сочинение сказки на определенную тему, при этом предполагается активное участие ребенка. Сказкотерапия возможна в любом возрасте, когда малыш уже начинает говорить.
Как любая методика, сказкотерапия предполагает некую последовательность действий для достижения воспитательной цели. Сказки можно строить от простой к сложным. В них показываются положительные герои, которые ставятся ребенку в пример.
Воспитатели в детском саду, родители и дети сочиняют сказки сами, придумывают героев. Такие занятия способствуют развитию фантазии малыша старшего дошкольного возраста, умению строить связный рассказ на тему, правильно выстраивать предложения.
Игры
Предлагать игры и упражнения с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста можно в детском саду, развивающем центре, дома. В зависимости от того, сколько ребенку лет, будет изменяться и сложность игры.
Для детей от 2 лет можно использовать такие игры, в которых нужно повторять отдельные звуки, звукоподражания.
Например: как мычит корова? как говорит коза? и т.д.
Для детей младшего и старшего возраста будет полезна артикуляционная гимнастика, проведенная в виде игры.
С 4-5 лет малышам будут интересны ролевые игры, где действуют придуманные персонажи, попадающие в различные учебные ситуации.
Методика Зайцева
Методы и приемы работы над развитием связной речи Зайцева для детей старшего дошкольного возраста основаны на видении основной составляющей языка не в слоге, а в складе. Это сочетание двух букв, одна из которых согласная. Эти способы развития с помощью букв применимы как в детском саду, детском эстетическом центре, так и дома.
Занятия по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с помощью букв на кубиках проходят в игровой форме с помощью кубиков Зайцева, на каждой стороне которых написаны склады.
Внутри кубиков Зайцева находятся звоночки, деревяшки, бусинки, издающие при передвижении кубиков Зайцева характерные звуки. Так, для складов со звонкими согласными используются колокольчики, для глухих согласных – деревяшки. Благодаря такому устройству кубиков и букв Зайцева малыш учится различать на слух звонкие и глухие согласные.
Занятия по обучению связной речи по методике Зайцева предполагают пропевание складов и их цепочек с использованием кубиков Зайцева.
С трех лет методика Зайцева обучает счету от 0 до 99. Сам автор, который распространяет свои приемы, средства и методы, уверяет, что ребенок начинает читать уже через неделю.
К сожалению, отзывы родителей говорят о другом. Мамы, дети которых посещали специальные детские центры, работающие по методике Зайцева, обучались в детском саду по кубикам Зайцева, играли с ними дома, проводили занятия, показали мало сдвигов в развитии и обучении чтению. Методика Зайцева по изучению букв и ее средства пока вызывают множество противоречий.
Бородич. Уникальная методика
Различные приемы и методы, предназначенные для развития связной речи у детей, предложил А. М. Бородич в одноименной книге. В своем труде Бородич описывает различные методы и приемы для совершенствования детской речи, которые могут дополнить занятия в детском саду:
- наглядные методы и приемы (диафильмы, фотографии, мультфильмы, картинки, рисунки и т.д.);
- словесные методы и приемы (пересказ, чтение вслух, беседа, заучивание наизусть и т.д.);
- практические методы и приемы (закрепление полученных знаний на практике с помощью дидактических игр).
Используем материалы Сохина
Развитие речи детей раннего возраста описано и в книге Ф.А. Сохина. Его методика охватывала всесторонне исследование детской связной речи.
Сохин предложил проводить изучение в нескольких основных аспектах:
- психологическом;
- психолингвистическом;
- лингвистическом;
- педагогическом.
На основе методики, которую предложил Сохин, была выработана новая типовая программа обучения детей. Ее разработали Р.А. Курбатова и Н.Н.Подьякова.
Также сегодня на основе программы, которую предложил Сохин, ведутся исследования речи в таких направлениях:
- структурном (формирование языка на различных уровнях – фонетика, морфология и т.д.);
- когнитивном (осознание явлений языка и обучение грамоте);
- функциональном (формирование навыков связной речи).
Для каждого направления используются свои средства. Результаты затем внедряются в программу, постепенно совершенствуя ее.
Развиваемся по Ушаковой
Доктор педагогических наук Оксана Ушакова предлагает собственные методы обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста связной речи. Важное место в методике, которую разработала Ушакова, занимают игры и упражнения на дикцию, звукопроизношение. Здесь можно встретить скороговорки, упражнения на звукоподражание, потешки, небольшие стихотворения. Ушакова старается задействовать в занятиях разные стороны развития связной речи: фонетический, лексический, синтаксический строй. Ушакова считает, что благодаря таким упражнениям ребенок может сразу почувствовать слово в его окружении и правильно употребить.
Методика, которую предложила Ушакова, вполне применима как для детских садов. Логопедических кабинетов, так и для самостоятельных занятий родителей с детьми.
Тихеева
Особенности развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста освещены в книге, которую предложила Е. И. Тихеева. Ее приемы и средства речевого развития тесно связаны с повседневной жизнью и трудом. Тихеева считает, что большое влияние на формирование слуха и речи малыша играет звукоподражание и окружающие люди. Тихеева предполагает тесное взаимодействие родителей и ребенка, активную позицию воспитателя в детском саду, домашний труд как основу для развития речи.
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, как утверждает Тихеева, непосредственно связано с тематикой общения. Это могут быть праздники, трудовые моменты и т.д. Большое внимание уделяет Тихеева в своей работе взаимодействию родного и иностранного языков. Также Тихеева предлагает некоторые упражнения, приемы, средства для развития и исправления речи, среди которых скороговорки, стихотворения, потешки и т.д.
Диагностика речи
Перед тем, как начать занятия, должна быть осуществлена диагностика речи ребенка у логопеда. Диагностика предполагает выявление букв, которые ребенок не произносит или произносит нечетко, правильность употребления слов в предложениях.
Диагностика не предполагает сдачу каких-либо дополнительных анализов: достаточно посещения обычного логопеда, которые выявит недостатки. Малыши, как правило, могут не произносить 1 или несколько букв, путать значения слов, их грамматические формы. Эти недостатки исправляются с помощью специальных упражнений, которые предложит логопед. Возможно, потребуется подрезание уздечки языка, если она стала причиной неправильного произношения.
Каждый родитель отлично слышит, как говорит его ребенок. Однако профессионал может услышать дефекты, которые не заметит обычный человек, поэтому затягивать с диагностикой и занятиями не стоит. Неправильное произношение может войти в привычку.
Развитие речи у малышей – ответственный процесс, который ложится не только на медиков, но и на родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Чем раньше начнется коррекция, тем лучше речь ребенка будет во взрослом возрасте.
✔