Образование: " Куда нас ведут?"

За последнее десятилетие наша система образования претерпела довольно кардинальные изменения. Во-первых, был принят закон о введении Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), который с 2009 года стал обязательным для выпускников всех школ России. Во-вторых, были внесены изменения в сферу высшего образования, теперь оно состоит из двух уровней - бакалавр и магистр. Все эти изменения были встречены обществом неоднозначно, так как система образования, существовавшая еще со времен СССР, работала бесперебойно и успешно десятки лет, и, конечно возникают логичные вопросы: "Зачем нам все это надо?"; "Что это нам дает?";"Что мы теряем в результате этих нововведений?"
Причин таких изменений множество, однако я бы поставил на первое место внешнеполитические. Дело в том, что еще в середине 70-х годов прошлого века советом министров Европейского Союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере высшего образования. Это событие стало началом так называемого "Болонского процесса". Однако официальной датой является 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья (Италия) на специальной конференции министры образования 29 европейских стран подписали декларацию под названием "Зона европейского высшего образования", или "Болонская декларация". Этот документ позволил европейским странам объединить свои усилия для создания некой общности в сфере образования. Одним из наиважнейших пунктов являлось внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета единиц трудоемкости. То есть при переходе из одного учебного заведения в другое студенту зачитываются часы и балы, которые он заработал за время учебы.
А в 2003 году к "Болонской декларации" присоединилась и Российская Федерация. Кстати, разработка и внедрение ЕГЭ началось в 2001 году, таким образом я могу предположить, что введение ЕГЭ стало первым шагом к вступлению в эту программу.
Но как бы позитивно ни выглядела ситуация, всегда существует ряд препятствующих факторов. Так первая волна ЕГЭ вызвала бурную реакцию среди выпускников и их родителей, в результате чего КИМ (контрольно-измерительный материал) был пересмотрен и изменен. Также, я думаю, существует ряд проблем, связанных с различиями российской и европейской систем образования. Европейская система образования сформирована из нескольких ступеней образовательных учреждений, которые четко делят между собой обязанности, в то время как наша система предполагает альтернативу. Наши студенты могут пропустить звено колледжа(ПТУ) и перейти из школы прямо в вуз,- все это возможно благодаря одиннадцатилетней программе обучения, дающей аттестат о полном (среднем) образовании. В Европе же такого нет. Но Россия не может сделать звено среднего профессионального образования обязательным. Причиной тому катастрофически малое количество колледжей,ПТУ,техникумов,которые в своем большинстве были организованы в СССР и ориентированы на промышленные предприятия,а значит готовили преимущественно "технарей". А ведь в нашей стране очень много вузов, готовящих специалистов в других сферах деятельности. Да и, честно говоря 10 и 11 классы школы все равно не дают достаточный уровень знаний для поступления в вуз без занятий с репетитором.
Безусловно, в нашей системе образования еще много огрехов, и некоторым из них уделяют меньше внимания, чем они заслуживают. Однако Российская Федерация еще молодое государство, и одно то, что наша страна вошла в "Болонский процесс",уже приближает нас к более полному и объемному изучению будущими поколениями наук и, как следствие,более высокому уровню культуры населения. К тому же дипломы наших вузов, вошедших в программу, будут признаваться за рубежом. А это немаловажный фактор.
Что касается реформ и изменений в целом, они всегда непривычны для людей, выросших в несколько другой системе, и это нормальный ход событий.
Псядло Дмитрий.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: