Леди Гамильтон. Как ветреная красавица вскружила голову легендарному адмиралу Нельсону?
Эта авантюристка и куртизанка, ставшая английской леди, блистала при европейских дворах. Ей посвящали стихи, а количеству её портретов, написанных известными художниками, могли позавидовать королевы. Жизнь этой ветреной красавицы была окружена легендами и слухами, а перед её чарами не устоял даже знаменитый адмирал Нельсон. Именно благодаря любви легендарного адмирала её имя и осталось в истории.
Могла ли простая девчонка, родившаяся в трущобах Честера, столицы графства Чешир, даже мечтать о том, чего она достигнет, став леди Гамильтон. Её детство и юность были тяжелы и беспросветны. Но даже в лохмотьях она выглядела, как прирожденная леди. Именно красота и грация, помноженные на природный ум и несомненный актерский талант, проложили ей дорогу в блестящее общество. Но путь наверх был труден и грязен. Чтобы прокормиться, Эмме Лайон приходилось работать в дешевых лондонских трактирах, перебиваться случайными заработками, наниматься в прислуги. Ей повезло не скатиться до уровня дешевых проституток, но дочку в семнадцать лет она родила.
Взлет Эммы начался со случайной встречи с доктором Джеймсом Грехэмом, который решил использовать её как образец триумфа своих лечебных методик. Талантливый шарлатан, в наши дни его бы назвали целителем и адептом нетрадиционных методов лечения, он наводнил Лондон рекламными листками, с которых очаровательная Эмма призывала воспользоваться новейшими методами обретения такой же, как у неё, красоты и молодости.
Возможно, именно тогда её стал писать начинающий художник Джордж Ромней. На его полотнах можно проследить почти весь жизненный путь Эммы: от едва прикрытой полупрозрачной накидкой «богини здоровья» до элегантной супруги видного английского дипломата.
«Медицинская» карьера Эммы оказалась недолгой. Её прямо из салона доктора-шарлатана увез в родовой замок молодой баронет сэр Гарри Фезерстоунхоф. Началась новая красивая жизнь: наряды и драгоценности, балы и приемы, прогулки на лошадях и псовая охота. Но все попытки Эммы женить на себе сэра Гарри успехом не увенчались. Ей в замке отводилась только роль изысканной куртизанки.
Понятно, что долго такая связь продолжаться не могла, и беременная Эмма оказалась в скромной квартирке, снятой для неё баронетом в дешевом лондонском квартале. Ребенок вскоре после рождения умер, а перед Эммой снова замаячила угроза нищеты и панели. Казалось, все придется начинать сначала, но судьба опять ей улыбнулась. Её взял в содержанки друг баронета, сэр Чарльз Гревилль, но Эмма должна была отказаться от всех прежних привычек и вести жизнь добропорядочной леди. Чтобы окончательно порвать с прошлым, она даже сменила имя, став мисс Эмили Харт.
Почти четыре года прожила Эмили с сэром Чарльзом, родив ему троих детей, но так и не став законной супругой. За это время она значительно восполнила свое образование, освоила несколько иностранных языков, научилась музицировать, петь, рисовать, впитала изысканные манеры лондонского света.
Как Эмили оказалась на содержании сэра Вильяма Гамильтона, дяди Чарльза, бывшего английским послом в Неаполе, история умалчивает. По слухам же, сэр Вильям в обмен на красивую женщину оплатил долги племянника. Так ли это, не столь уж и важно. Но именно со стареющим аристократом Эмили смогла осуществить свою давнюю мечту, пройдя за несколько лет путь от любовницы до законной супруги. Говорят, что этому поспособствовало и то, что неаполитанский двор не принял любовницу английского посла.
В сентябре 1791 года в лондонской церкви Святой Марии произошло событие, которого Эмили с замиранием сердца ждала столько лет, священник торжественно объявил её супругой сэра Вильяма Гамильтона. Но начало новой жизни оказалось небезоблачным, супругу посла отказалась принять английская королева. После этого напрямую возвращаться в Неаполь было нельзя, тамошний двор мог последовать примеру английского. Но леди Гамильтон выход нашла.
В Неаполь супруги возвращались через Париж, где о фиаско новоиспеченной леди еще не знали. Во французской столице сэр Вильям без особых хлопот смог получить для супруги аудиенцию у Марии-Антуанетты, сестры неаполитанской королевы. Теперь можно было «покорять» Неаполь, и леди Гамильтон сделала это с блеском, быстро установив дружеские отношения с королевой Марией-Каролиной.
Леди Гамильтон не только стала блистать в неаполитанском обществе, но и оказалась деятельной помощницей супруга на дипломатическом поприще. Не один секрет европейской политики стал известен в Лондоне благодаря дружбе супруги посла с неаполитанской королевой. Так, именно ей приписывают первое сообщение о подготовке Испании к войне с Англией.
В Неаполе произошла встреча, круто изменившая жизнь леди Гамильтон. В сентябре 1793 года посол познакомил супругу с адмиралом Нельсоном. Невысокий моряк, к тому же без одной руки, но буквально брызжущий энергией, произвел на Эмили неизгладимое впечатление. Закрутился бурный роман, несколько лет дававший пищу сплетницам всей Европы.
Сэр Вильям Гамильтон внешне спокойно относился к странной жизни втроем, пытаясь и из неё получать политические дивиденды. А связь эта растянулась на долгие годы, откликнувшись даже в России. В 1799 году Эмили по протекции Нельсона была удостоена высокой награды от российского императора Павла I, бывшего в то время Великим магистром Мальтийского ордена. Леди Гамильтон получила орденский крест — награду для женщин весьма редкую.
Удивительно, но адмирал, слывший грозой морей, стал игрушкой в руках женщины. Летом 1800 года, когда Лондон с восторгом встречал Нельсона, на официальных приемах и балах рядом с ним блистала не законная жена, а леди Гамильтон. Со своей супругой Нельсон отношения порвал, обязавшись выплачивать содержание в 1200 фунтов стерлингов в год, но развода не добился.
От Нельсона Эмили 30 января 1801 года родила дочь. Сэр Гамильтон сделал вид, что ничего не заметил, а девочку отдали на попечение кормилицы. В этот год Нельсон купил в Англии большое поместье Мертон, где и поселился вместе с четой Гамильтонов, породив новый всплеск сплетен.
6 апреля 1803 года сэр Гамильтон скончался, завещав практически все свое состояние племяннику. Но его вдову это не особо волновало. Она теперь жила на содержании Нельсона, который смог узаконить дочь, получившую имя Горации Нельсон-Томпсон. Семейная идиллия продолжалась недолго. Нельсона снова ждала война. Свою самую знаменитую битву — Трафальгарскую — адмирал выиграл, но случайная пуля французского стрелка оборвала его жизнь.
Леди Гамильтон, привыкшая сорить деньгами, быстро спустила небольшое состояние, доставшееся ей с дочерью. Вскоре и поместье Мертон пошло с молотка, а увядающая красавица оказалась в долговой тюрьме. Благодаря помощи покровителей ей еще несколько раз удавалось немного поправить свои дела, но тяга к роскошной жизни быстро все сводила на нет.
Начавшаяся в нищете, жизнь этой женщины в нищете и закончилась. Леди Гамильтон скончалась 15 января 1815 года во Франции, куда ей пришлось бежать от кредиторов.
В память о ней садоводы дали имя «Леди Гамильтон» прекрасным алым розам. ]