Какова цена «исполненного долга»? Учитель и ученики глазами психолога
Дети и животные безошибочно чувствуют хорошего человека и платят ему доверием и любовью. Чувствуют, потому что их восприятие не сковано догмами и стереотипами. Платят, потому что со всеми потрохами зависят от взрослых — наших установок, настроения и капризов.
Привычная картина: класс «не готов к уроку». Это может быть что угодно: бумажка на полу, слово на доске… Ход мыслей «уважающих себя» учителей: «Начинать урок в такой обстановке — не уважать себя. Я себя уважаю, значит, пока класс не будет приведен в порядок, урока им не будет».
Ход мыслей учеников: «Класс! (не в смысле „кабинет“, а в смысле „отлично“) Эти разборки (поиски крайнего и веника) займут пол-урока, а там видно будет…»
Когда класс приведен в порядок, учитель с чувством исполненного долга начинает урок.
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами психолога. Что произошло? Учитель выплеснул на учеников порцию негативных эмоций. Она предназначалась виновникам инцидента. А получили ее все по полной программе. Кстати, самим возмутителям спокойствия гнев учителя — что слону дробина. Не исключено, что весь этот балаган был ими же и спровоцирован, чтобы сорвать урок или хотя бы оттянуть его начало. Что происходит с остальными, с теми, кто вообще «не при делах»?
Дети могут воспринимать происходящее как бесплатное представление, в котором учитель даже не понимает отведенной ему роли. Еще хуже, когда негативные эмоции передаются детям. И тогда начинают работать механизмы, о существовании которых мы редко задумываемся.
Защитные механизмы психики блокируют негативную информацию. Кстати, именно поэтому прошлое люди вспоминают с умилением: «Ах, как тогда все было хорошо!» Да и тогда не все было хорошо, это мудрая природа «отфильтровала» негативную информацию, чтобы она не отравляла нам жизнь. Если у человека эти механизмы нарушены, он постоянно находится в подавленном, депрессивном состоянии.
Что происходит с детьми, которым учитель, обоснованно или нет, испортил настроение перед уроком? Даже если урок был выстроен и проведен безупречно с методической точки зрения, информация, которую учитель намеревался передать детям, будет усваиваться с большим трудом, преодолевая защитные механизмы.
Если же эти механизмы дают сбой, цена инцидента — не столько потерянный урок, сколько психическое здоровье тех, ради кого мы живем и работаем — наших детей.
Психологический практикум
В каждой паре утверждений отметьте то, которое вам ближе:
А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к ученикам.
Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.
А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, т.к. это способствует достижению высоких результатов.
Б. Постоянное подчеркивание ошибок приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.
А. Часто мои ученики, совершают поступки, достойные презрения.
Б. Чем хуже поведение ученика, тем больше поддержки ему нужно.
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.
Б. Сотрудничать с детьми — значит быть с ними на равных, радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.
А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделают, то обязательно не так.
Б. Дети имеют право совершать ошибки, и все, что может взрослый — это научить детей видеть ошибки и спокойно исправлять их последствия.
А. Детей надо учить, как можно чаще указывая на примерных сверстников.
Б. Если детей сравнивать, в будущем у них могут возникнуть серьезные психологические проблемы.
А. Детей не должны интересовать чувства, мысли и внутренние переживания взрослых.
Б. Даже когда взрослые тщательно скрывают свои чувства, дети распознают их по интонации и жестам.
А. Хороший учитель должен давать материал по предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.
Б. Хороший учитель чувствует эмоциональное состояние учеников и всесторонне учитывает его в своей работе.
Если вы чаще выбирали вариант Б, значит, вам близки интересы учеников и их проблемы. Ваше поведение отличается естественностью и открытостью. Благоприятная эмоциональная обстановка на ваших уроках дает возможность творческой, плодотворной работы, сохраняет ваше здоровье и здоровье ваших учеников.
Если вы чаще выбирали вариант А, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас — объект воздействия, а не равноправный партнер. Наличие авторитарных тенденций несовместимо с эмоциональным комфортом и творческой атмосферой урока. Хотя в практике педагогического общения право на существование имеет каждый стиль, авторитарный стиль педагога в его наиболее ярком проявлении оказывает разрушительное воздействие на учащихся и тормозит профессиональный и личностный рост самого учителя.
Если вы выбрали по пять вариантов, А и Б — значит, вы ищете свой неповторимый стиль работы с детьми. Надеюсь, этот тест вам поможет полностью реализовать свой творческий потенциал. Удачи вам!
Удачи вам, сельские и городские, уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие — капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи! Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы, Одни — как в клетку, другие — как в храм.
Роберт Рождественский