Оценка конкурентоспособности товара

Каждому предприятию, функционирующему в условиях конкуренции, необходимо обладать определенными преимуществами, чтобы достичь поставленной цели. Поэтому каждая компания обращает повышенное внимание на производимые товары, чтобы создать наиболее привлекательное коммерческое предложение, реализация которого принесет наибольшую прибыль. Каждому предприятию, функционирующему в условиях конкуренции, необходимо обладать определенными преимуществами, чтобы достичь поставленной цели. Поэтому каждая компания обращает повышенное внимание на производимые товары, чтобы создать наиболее привлекательное коммерческое предложение, реализация которого принесет наибольшую прибыль.

Сущность конкурентоспособности товара

Ни для кого не секрет, что любой товар, выводимый на рынок, обладает различными характеристиками, положительная оценка которых и делает товар конкурентоспособным, т. е. наделяет его качествами, превосходящими аналогичную продукцию конкурентов.
Конкурентоспособность товара представляет собой набор свойств продукции и уровень удовлетворения потребностей покупателей по сравнению со свойствами, присущими товарам конкурентов.
Товар может проигрывать товарам такого же вида по одним показателям, но превосходить их по другим. Учитывая это, руководство предприятия принимает решение об улучшении слабых сторон товара или направляет маркетинговые усилия на достоинства производимой продукции. Выбор всегда остается за потребителем, и иногда он бывает совсем неожиданным. Поэтому при разработке стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности товара, следует делать акцент на те характеристики, которые являются важными для потенциального покупателя, совершенствовать именно эти показатели и предоставлять потребителю полною и достоверную информацию, способную помочь ему принять решение о приобретении продукции. Нельзя забывать, что именно потребитель оценивает конкурентоспособность товара, определяя для себя наиболее полюбившуюся марку. Причем параметры, по которым оценивается товар, и степень их важности могут быть разными для каждого покупателя. Маркетинговые исследования мнения потребителей о продукции фирмы способны вычислить среднестатистическую оценку, которую клиенты поставили тому или иному товару.

Показатели конкурентоспособности товара


Существует три группы показателей, которые покупатель анализирует и сопоставляет друг с другом. Эти группы проиллюстрированы в таблице 1.

Таблица 1

В таблице 1 приведены общие группы показателей конкурентоспособности товара, к которым можно добавить отношение потребителя к продукции конкретной марки, доступность товара для приобретения, эстетические критерии и тому подобные параметры. Особое значение для конкурентоспособности товара имеет послепродажное обслуживание, т. е. сервис. Если фирма не имеет возможности оказывать должную техническую поддержку приобретенным товарам, она теряет важное преимущество. В такой ситуации потребители ищут помощи у конкурентов, а потом и вовсе переходят к ним. Поэтому при создании и применении на практике маркетинговых стратегий, ориентированных на повышение конкурентоспособности, необходимо запланировать сервисное обслуживание, предусмотрев различные варианты технической поддержки.
Грамотно продуманное послепродажное обслуживание товаров принесет следующие результаты:
  1. Создание перспектив освоения новых рынков и позиционирование собственного товара как товара с подкреплением.
  2. Получение дополнительной прибыли, так расходы на техническую поддержку товара в разы превышают его розничную стоимость.
  3. Налаживание связей с потребителями конкурентов, не имеющих собственной сервисной базы.
  4. Создание положительной репутации фирмы-производителя.
Рассматривая конкурентоспособность товара с точки зрения основных показателей, можно заметить, что потребительская оценка каждого товара постоянно снижается. Этот процесс является необратимым, поэтому при формировании маркетинговых стратегий нужно планировать новый конкурентоспособный товар на смену товару, потерявшему интерес на рынке. Для повышения конкурентоспособности можно улучшать технические показатели товара, а можно уменьшать цену. Как показывает практика, второй способ дает наиболее действенные результаты. Однако снизить розничную цену товара, не потеряв при этом существенную часть прибыли, бывает очень непросто. Для этого следует искать пути уменьшения расходов на себестоимость товара, а также использовать новые технологии производства, потребляющие меньше энергии и других ресурсов.

Оценка конкурентоспособности товара

Для выбора оптимальной стратегии, направленной на создание дополнительных конкурентных преимуществ и развитие уже имеющихся, фирмы зачастую пытаются получить количественную оценку конкурентоспособности товара. Для этой цели существует несколько способов. Самым распространенным методом оценки конкурентоспособности конкретного товара является метод экспертных оценок. Для его применения рисуется специальная таблица, в которую заносятся полученные сведения. Пример такой таблицы представлен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели данной таблицы могут быть расширены в зависимости от вида товара и его основных функций. Для исследуемых товаров по каждому параметру ставится оценка, а потом вычисляется общий балл. На основании полученных данных делается вывод о том, какой товар обладает наибольшей конкурентоспособностью, у каких товаров есть ключевые преимущества и какие характеристики оставляют желать лучшего. В зависимости от полученных сведений разрабатывается стратегия увеличения конкурентоспособности, результаты которой оцениваются по такому же методу. Для получения более объективных данных рекомендуется учитывать мнения нескольких экспертов.
Другим методом количественной оценки конкурентоспособности является расчет показателя конкурентоспособности продукции путем деления количественной оценки качества на сумму всех затрат на приобретение продукции. Данная формула предлагает лишь общее представление о конкурентоспособности и подчеркивает то, что наибольший спрос заслуживают товары с самым высоким качеством и самой низкой ценой.
Также для расчета конкурентоспособности товара можно использовать базовый образец и сравнивать оцениваемый товар по ведущим характеристикам с ним.

Рассмотрение конкурентоспособности товара на конкретном примере

Фирма «Д» является производителем бытовой техники. Данная компания достаточно давно действует на рынке и за это время успела зарекомендовать себя как успешное и серьезное предприятие. Фирма «Д» имеет постоянных покупателей и долю прибыли, необходимую для развития и существования компании. Ассортиментный ряд фирмы «Д» состоит из нескольких товарных групп, одна из которых называется «Стиральные машины». Для анализа конкурентоспособности каждой модели необходимо выделить основные критерии для анализа, а потом оценить их по пятибалльной шкале, сравнивая их с товарами конкурентов.
Для примера оценим конкурентоспособность стиральной машины модели № 1, произведенной фирмой «Д», сравнивая ее свойства с характеристиками стиральных машин моделей № 2 и № 3, произведенными фирмами-конкурентами. Результаты этого исследования приведены в таблице 3.

Таблица 3

Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что модель № 1, произведенная фирмой «Д», имеет самый большой балл конкурентоспособности (90 баллов). Однако, товары-аналоги отстают от исследуемого товара ненамного. Модель № 2 набрала 88 баллов, а модель № 1 – 89 баллов. Для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность модели № 1 по сравнению с моделями № 2 и № 3, необходимо рассмотреть промежуточные баллы по каждой группе исследуемых критериев.
По функциональным особенностям модель № 1 превосходит своих конкурентов на 4-5 баллов. Уровень безопасности у каждой модели примерно одинаковый. Зато по техническим данным модель № 1 набрала самый маленький балл, что означает чрезмерную громоздкость и неудобность стиральной машины.
На основании сделанных выводов можно определить направления совершенствования конкурентоспособности модели № 1. Эти направления проиллюстрированы на рисунке 1.
На рисунке 1 показаны как основные направления совершенствования конкурентоспособности, так и дополнительные. К основным направлениям были отнесены показатели, заслужившие удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, а к дополнительным – критерии, получившие хорошие отметки. Следует заметить, что первоочередные меры следует предпринять относительно уровня безопасности, поскольку ни один критерий из данной группы не удостоился отличной оценки.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что конкурентоспособность товара является неотъемлемой составляющей на пути к успеху.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: