Пейзажная съемка
Пейзаж является одним из самых распространенных жанров в современной фотографии. Умело используя технические средства, а также учитывая природные факторы, фотограф имеет возможность придать ему ту или иную эмоциональную окраску, которая передаст его собственное душевное состояние. Но для того чтобы точно и выразительно передать настроение, необходимо помнить об особенностях натурной съемки.
Любой пейзаж снимается под открытым небом при искусственном или естественном освещении. Одним из источников естественного освещения является солнце. Солнечный свет, непрерывно меняющийся в зависимости от высоты солнца над горизонтом (времени дня) и состояния атмосферы (погоды) разделяется на направленный (прямой) и рассеянный атмосферой. Вторичным источником освещения является небо, Тот и другой свет отражают поверхности объектов съемки. В ранние утренние и в предвечерние часы естественное освещение содержит значительно больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. Это явление зависит также и от времени года, атмосферных условий, географической широты.
С восходом солнца постепенно увеличивается не только интенсивность света, но и изменяется его цветовая температура, Происходит изменение спектра, в нем начинают преобладать голубые, синие, фиолетовые лучи. Следовательно, увеличивается цветовая температура дневного освещения.
В зависимости от высоты солнца естественное освещение делится на периоды эффектного (низкого) утреннего и вечернего, нормального, зенитного и сумеречного освещения. При эффектном освещении горизонтальные лучи солнца образуют длинные вытянутые тени от объектов, хорошо выявляют рельеф местности, объемы предметов, планы. В период нормального дневного освещения солнечное излучение по горизонтальным и вертикальным поверхностям распределяется равномерно, в светах и тенях спектральный состав освещения изменяется незначительно.
Часы, близкие к полудню, называют периодом зенитного освещения. Это время резких контрастов освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей. Вертикальные поверхности в этом случае получают в полтора раза меньше света, чем горизонтальные, в результате чего светотени, в этот период резко контрастные, создают чрезвычайно глубокую лепку формы отдельных объектов, скрадывают детали, искажают перспективу. При сумеречном освещении направленный свет отсутствует, вся поверхность земли и объектов освещена рассеянным светом неба. При фотосъемке в сумерках может быть получен эффект ночных изображений.
Особенности этих периодов солнечного освещения были рассмотрены при условии безоблачной погоды.
Нельзя забывать о воздушной или атмосферной дымке. Дымка той или иной плотности изменяет и тональный рисунок, и воздушную перспективу, и градацию тонов, и рисунок контуров. Так, например, пейзаж, снятый в дымке, отличается мягкостью красочных и тональных сочетаний, тогда как пейзаж, снятый при прозрачном воздухе, обладает яркостью красок и контрастом света и тени. Дымка, расположенная между источником света (солнцем) и объектом, влияет на рассеяние и спектральный состав солнечного света, а дымка, расположенная между аппаратом и объектом съемки,— на яркость и цветность поверхностей объекта.
Прямой свет при дымке рассеивается, но суммарная освещенность в светах уравнивается с освещенностью в открытых тенях (от неба), поэтому контрасты светотени смягчаются. Такая освещенность хороша для съемок портретов на открытом воздухе, так как тонкая градация светотени позволяет подчеркнуть мягкую пластику лица. Объекты, конструкция которых состоит из жестких геометрических форм (например, архитектурные), в такую погоду снимать не рекомендуется, так как без светотеневого контраста сложно выявить их геометрическую основу. Дымка благоприятна и для съемок на цветную пленку. Расположение и вид облаков также влияют на результаты съемки. При кучевой облачности, благодаря отраженному от облаков свету, повышается освещенность в тенях, что благоприятно как для цветных, так и черно-белых съемок.
При облачной погоде иногда образуется зональное освещение. Оно возникает тогда, когда луч света пробивается через облака и освещает только небольшую часть поверхности. Такое освещение можно использовать для создания эффектных фотоснимков, например в темной тональности.
При фотосъемке на натуре на цветную пленку важно правильно определить спектральный состав источника света. Его нужно оценивать отдельно для солнечного света, для света неба и для суммарного света от солнца и неба.
Суммарный дневной белый свет (при высоте солнца более 15°), который падает на объект в светах, имеет примерно 4800—5200 К.
При фотосъемке на цветную пленку необходимо учитывать изменение спектрального состава при восходе, закате и в облачную погоду. Спектр и интенсивность излучения изменяются также относительно месторасположения объекта — на солнце или в тени. При чистом небе, когда в атмосфере рассеяны фиолетово-синие и ультрафиолетовые лучи, тени освещены голубым светом. Если небо в дымке, серое, то освещенность в тени белая. Пасмурное, сплошь затянутое плотными облаками небо дает синие тени. При низком солнце наблюдается покраснение солнечного света.
На поверхностях, освещенных солнцем, образуется световой ряд, а на теневых поверхностях — теневой ряд — собственные и падающие тени, которые освещаются рассеянным светом неба и отраженным от окружающих поверхностей. Поверхности в световом ряду всегда освещены прямым солнечным светом и рассеянным светом неба. Таким образом, их освещенности складываются как суммарные освещенности, и яркость этих поверхностей зависит от направления света. Следует обязательно учитывать и освещенность в теневом ряду, так как горизонтальные поверхности и тени освещены полусферой неба, а вертикальные поверхности — примерно половиной этой полусферы. Открытые тени образуются при съемке на открытой площадке, где падающие тени фигур и предметов освещены всей полусферой неба, поэтому они будут светлее, чем собственные, освещенные четвертью сферы.
Полузакрытые тени наблюдаются при съемке среди зданий, на лесной поляне и т. д. В таких случаях небо у горизонта бывает прикрыто и собственные тени фигур почти не освещаются небом, а плоские поверхности освещаются его зенитной частью. Контраст яркости в световом и теневом рядах значительно возрастает.
Закрытыми называют тени совершенно не освещенные небом, например в нишах, арках, подворотнях и т. п. Освещенность в закрытых тенях очень низкая. Поэтому контраст яркости в световом и теневом рядах обязательно измеряют экспонометром. Различают следующие виды солнечного освещения объекта съемки: фронтальное, диагональное, боковое, контровое и зенитное.
При фронтальном освещении все предметы равномерно освещены солнцем. Тени падают за предметами и мало видны. Это свет “плоский”, объемы и рельефы выявляются слабо. Диагональное освещение хорошо обрисовывает пластические формы предметов и рельеф местности.
Боковое освещение падает на одну половину предмета. Оно применимо для фотосъемки пейзажей, но редко используется для съемки портретов. Контровое освещение создает на объемах и рельефах фигур световой контур. Это весьма эффектный вид освещения.
Зенитное освещение малоприемлемо, так как при нем резко выступают освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей.
Снимая на черно-белую негативную пленку, нужно помнить, что задача этого процесса состоит в том, чтобы правильно, без искажений, воспроизвести шкалу яркостей объекта фотосъемки.
Однако отношение яркостей, или интервал яркостей (как его принято называть), объектов фотосъемки, освещаемых естественным (солнечным) светом, подчас достигает огромной величины. Так, например, за темными пролетами, арками мостов и ворот с ярко освещенной солнцем далью интервал яркостей может лежать между 1 : 1000— 1 : 10000. В большинстве случаев При фотосъемке на натуре интервал яркостей имеет меньшую величину: пейзаж со средним теневым планом при солнечном свете 1 : 100— 1 : 300. Для того чтобы полностью воспроизвести на негативе всю шкалу яркостей объекта съемки, надо решить, какая проработка деталей — в тенях или светах — является наиболее важной. Соответственно этому выбирают способы снижения отраженной яркости объекта. Применение нейтрально-серого светофильтра дает равномерное, избирательное поглощение видимой части спектра. Он используется для уменьшения интенсивности света. Чтобы пейзаж на фотоснимке не выглядел однообразно и тускло. В силу того, что белый и голубой цвета на монохроматическую пленку воздействуют почти одинаково и на снимке получаются одного серого тона, можно использовать желтый светофильтр.
В тех случаях, когда более важна проработка деталей в тенях, сильно затененный объект переднего плана может быть подсвечен с помощью отражателей или затенен с помощью тюлевой сетки.
Съемку резко контрастных сцен целесообразно производить на черно-белую негативную пленку малой светочувствительности.
Определить интервал яркостей объекта можно с помощью экспонометра. Направленно рассеянное освещение, когда солнце находится за тонким слоем облаков, оказывается благоприятным во многих случаях при съемке архитектурных памятников, а также крупных планов, так как интервал яркостей невелик и отпадает надобность в дополнительной подсветке теневых участков или затемнении слишком ярких мест. Основной светотеневой рисунок на сюжетно важных частях снимка, главным образом объектах первого плана, создается рисующим светом, В случае съемки портрета — на лице портретируемого. Рисующим светом выявляется форма лица, создаются световые и цветовые акценты.
При съемке на натуре рисующим, как правило, является прямой солнечный свет или солнечный свет, частично рассеянный дымкой или облаками. Для рисующего света на натуре характерно изменение его цвета относительно состояния атмосферы и положения солнца над горизонтом. С увеличением воздушной дымки или плотности облачного покрова меняется размер этого светящегося участка, его цвет и степень направленности, от которых зависит резкость контура теней.
При съемке на натуре заполняющий свет создается в основном голубыми безоблачными участками небосвода и облаками, отражающими солнечный свет. Вместе с тем снимаемое пространство заполняется и рассеянным светом, отраженным от участков земной поверхности и окружающих предметов. Поэтому при съемке на натуре возникает большое разнообразие цветовых соотношений для участков, освещенных верхним и нижним заполняющим светом.
Моделирующий свет, который отчетливо выявляет (моделирует) форму снимаемых объектов, играет важную роль при съемках портретов. Этим же светом подчеркивается перспективное изменение тональности и цветов снимаемых объектов. При съемках на натуре моделирующий свет создают, как правило, дополнительными источниками света, различного рода отражающими экранами, подсветками, рассеивателями. Поскольку моделирующий свет образуется дополнительными источниками, его цвет можно изменять с помощью светофильтров или окрашенных светоотражающих экранов и светорассеивающих сеток.
Чтобы выделить предметы первого плана, отделить их световым контуром от фона, применяют контурный свет. Он создает световую завесу, и тем самым подчеркивается воздушная перспектива. При съемках на натуре контурный свет специальными источниками света создают лишь в редких случаях. Чаще пользуются контровым солнечным освещением.
Фоновой свет на натуре образуется заполняющим светом небосвода, а на незатененных участках еще и прямым солнечным светом. Для натурных съемок важно, чтобы небосвод с облаками в большинстве случаев мог служить цветным фоном.
При съемках на цветную пленку важно учитывать: цветотеневые соотношения на первоплановых объектах (яркостные и цветовые контрасты разноосвещенных участков, а также размытость контуров теней); яркостные и цветовые соотношения участков небосвода, попадающих в кадр; цветоперспективные соотношения, которыми определяется глубина изображаемого пространства и колорит изображения. Эти три типа цветовых соотношений натурного освещения зависят от положения солнца над горизонтом и состояния атмосферы, а также от вида воздушной дымки и ее плотности, от вида и плотности облаков.
Под фотосъемкой на натуре понимается и фотосъемка в интерьере в условиях естественного освещения, источником которого может быть свет, идущий из окон. Возможна естественная подсветка за счет отражений света от предметов обстановки.
Оригинал статьи на InDaPhoto.ru Школа фото Программы для обработки фото
Любой пейзаж снимается под открытым небом при искусственном или естественном освещении. Одним из источников естественного освещения является солнце. Солнечный свет, непрерывно меняющийся в зависимости от высоты солнца над горизонтом (времени дня) и состояния атмосферы (погоды) разделяется на направленный (прямой) и рассеянный атмосферой. Вторичным источником освещения является небо, Тот и другой свет отражают поверхности объектов съемки. В ранние утренние и в предвечерние часы естественное освещение содержит значительно больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. Это явление зависит также и от времени года, атмосферных условий, географической широты.
С восходом солнца постепенно увеличивается не только интенсивность света, но и изменяется его цветовая температура, Происходит изменение спектра, в нем начинают преобладать голубые, синие, фиолетовые лучи. Следовательно, увеличивается цветовая температура дневного освещения.
В зависимости от высоты солнца естественное освещение делится на периоды эффектного (низкого) утреннего и вечернего, нормального, зенитного и сумеречного освещения. При эффектном освещении горизонтальные лучи солнца образуют длинные вытянутые тени от объектов, хорошо выявляют рельеф местности, объемы предметов, планы. В период нормального дневного освещения солнечное излучение по горизонтальным и вертикальным поверхностям распределяется равномерно, в светах и тенях спектральный состав освещения изменяется незначительно.
Часы, близкие к полудню, называют периодом зенитного освещения. Это время резких контрастов освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей. Вертикальные поверхности в этом случае получают в полтора раза меньше света, чем горизонтальные, в результате чего светотени, в этот период резко контрастные, создают чрезвычайно глубокую лепку формы отдельных объектов, скрадывают детали, искажают перспективу. При сумеречном освещении направленный свет отсутствует, вся поверхность земли и объектов освещена рассеянным светом неба. При фотосъемке в сумерках может быть получен эффект ночных изображений.
Особенности этих периодов солнечного освещения были рассмотрены при условии безоблачной погоды.
Нельзя забывать о воздушной или атмосферной дымке. Дымка той или иной плотности изменяет и тональный рисунок, и воздушную перспективу, и градацию тонов, и рисунок контуров. Так, например, пейзаж, снятый в дымке, отличается мягкостью красочных и тональных сочетаний, тогда как пейзаж, снятый при прозрачном воздухе, обладает яркостью красок и контрастом света и тени. Дымка, расположенная между источником света (солнцем) и объектом, влияет на рассеяние и спектральный состав солнечного света, а дымка, расположенная между аппаратом и объектом съемки,— на яркость и цветность поверхностей объекта.
Прямой свет при дымке рассеивается, но суммарная освещенность в светах уравнивается с освещенностью в открытых тенях (от неба), поэтому контрасты светотени смягчаются. Такая освещенность хороша для съемок портретов на открытом воздухе, так как тонкая градация светотени позволяет подчеркнуть мягкую пластику лица. Объекты, конструкция которых состоит из жестких геометрических форм (например, архитектурные), в такую погоду снимать не рекомендуется, так как без светотеневого контраста сложно выявить их геометрическую основу. Дымка благоприятна и для съемок на цветную пленку. Расположение и вид облаков также влияют на результаты съемки. При кучевой облачности, благодаря отраженному от облаков свету, повышается освещенность в тенях, что благоприятно как для цветных, так и черно-белых съемок.
При облачной погоде иногда образуется зональное освещение. Оно возникает тогда, когда луч света пробивается через облака и освещает только небольшую часть поверхности. Такое освещение можно использовать для создания эффектных фотоснимков, например в темной тональности.
При фотосъемке на натуре на цветную пленку важно правильно определить спектральный состав источника света. Его нужно оценивать отдельно для солнечного света, для света неба и для суммарного света от солнца и неба.
Суммарный дневной белый свет (при высоте солнца более 15°), который падает на объект в светах, имеет примерно 4800—5200 К.
При фотосъемке на цветную пленку необходимо учитывать изменение спектрального состава при восходе, закате и в облачную погоду. Спектр и интенсивность излучения изменяются также относительно месторасположения объекта — на солнце или в тени. При чистом небе, когда в атмосфере рассеяны фиолетово-синие и ультрафиолетовые лучи, тени освещены голубым светом. Если небо в дымке, серое, то освещенность в тени белая. Пасмурное, сплошь затянутое плотными облаками небо дает синие тени. При низком солнце наблюдается покраснение солнечного света.
На поверхностях, освещенных солнцем, образуется световой ряд, а на теневых поверхностях — теневой ряд — собственные и падающие тени, которые освещаются рассеянным светом неба и отраженным от окружающих поверхностей. Поверхности в световом ряду всегда освещены прямым солнечным светом и рассеянным светом неба. Таким образом, их освещенности складываются как суммарные освещенности, и яркость этих поверхностей зависит от направления света. Следует обязательно учитывать и освещенность в теневом ряду, так как горизонтальные поверхности и тени освещены полусферой неба, а вертикальные поверхности — примерно половиной этой полусферы. Открытые тени образуются при съемке на открытой площадке, где падающие тени фигур и предметов освещены всей полусферой неба, поэтому они будут светлее, чем собственные, освещенные четвертью сферы.
Полузакрытые тени наблюдаются при съемке среди зданий, на лесной поляне и т. д. В таких случаях небо у горизонта бывает прикрыто и собственные тени фигур почти не освещаются небом, а плоские поверхности освещаются его зенитной частью. Контраст яркости в световом и теневом рядах значительно возрастает.
Закрытыми называют тени совершенно не освещенные небом, например в нишах, арках, подворотнях и т. п. Освещенность в закрытых тенях очень низкая. Поэтому контраст яркости в световом и теневом рядах обязательно измеряют экспонометром. Различают следующие виды солнечного освещения объекта съемки: фронтальное, диагональное, боковое, контровое и зенитное.
При фронтальном освещении все предметы равномерно освещены солнцем. Тени падают за предметами и мало видны. Это свет “плоский”, объемы и рельефы выявляются слабо. Диагональное освещение хорошо обрисовывает пластические формы предметов и рельеф местности.
Боковое освещение падает на одну половину предмета. Оно применимо для фотосъемки пейзажей, но редко используется для съемки портретов. Контровое освещение создает на объемах и рельефах фигур световой контур. Это весьма эффектный вид освещения.
Зенитное освещение малоприемлемо, так как при нем резко выступают освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей.
Снимая на черно-белую негативную пленку, нужно помнить, что задача этого процесса состоит в том, чтобы правильно, без искажений, воспроизвести шкалу яркостей объекта фотосъемки.
Однако отношение яркостей, или интервал яркостей (как его принято называть), объектов фотосъемки, освещаемых естественным (солнечным) светом, подчас достигает огромной величины. Так, например, за темными пролетами, арками мостов и ворот с ярко освещенной солнцем далью интервал яркостей может лежать между 1 : 1000— 1 : 10000. В большинстве случаев При фотосъемке на натуре интервал яркостей имеет меньшую величину: пейзаж со средним теневым планом при солнечном свете 1 : 100— 1 : 300. Для того чтобы полностью воспроизвести на негативе всю шкалу яркостей объекта съемки, надо решить, какая проработка деталей — в тенях или светах — является наиболее важной. Соответственно этому выбирают способы снижения отраженной яркости объекта. Применение нейтрально-серого светофильтра дает равномерное, избирательное поглощение видимой части спектра. Он используется для уменьшения интенсивности света. Чтобы пейзаж на фотоснимке не выглядел однообразно и тускло. В силу того, что белый и голубой цвета на монохроматическую пленку воздействуют почти одинаково и на снимке получаются одного серого тона, можно использовать желтый светофильтр.
В тех случаях, когда более важна проработка деталей в тенях, сильно затененный объект переднего плана может быть подсвечен с помощью отражателей или затенен с помощью тюлевой сетки.
Съемку резко контрастных сцен целесообразно производить на черно-белую негативную пленку малой светочувствительности.
Определить интервал яркостей объекта можно с помощью экспонометра. Направленно рассеянное освещение, когда солнце находится за тонким слоем облаков, оказывается благоприятным во многих случаях при съемке архитектурных памятников, а также крупных планов, так как интервал яркостей невелик и отпадает надобность в дополнительной подсветке теневых участков или затемнении слишком ярких мест. Основной светотеневой рисунок на сюжетно важных частях снимка, главным образом объектах первого плана, создается рисующим светом, В случае съемки портрета — на лице портретируемого. Рисующим светом выявляется форма лица, создаются световые и цветовые акценты.
При съемке на натуре рисующим, как правило, является прямой солнечный свет или солнечный свет, частично рассеянный дымкой или облаками. Для рисующего света на натуре характерно изменение его цвета относительно состояния атмосферы и положения солнца над горизонтом. С увеличением воздушной дымки или плотности облачного покрова меняется размер этого светящегося участка, его цвет и степень направленности, от которых зависит резкость контура теней.
При съемке на натуре заполняющий свет создается в основном голубыми безоблачными участками небосвода и облаками, отражающими солнечный свет. Вместе с тем снимаемое пространство заполняется и рассеянным светом, отраженным от участков земной поверхности и окружающих предметов. Поэтому при съемке на натуре возникает большое разнообразие цветовых соотношений для участков, освещенных верхним и нижним заполняющим светом.
Моделирующий свет, который отчетливо выявляет (моделирует) форму снимаемых объектов, играет важную роль при съемках портретов. Этим же светом подчеркивается перспективное изменение тональности и цветов снимаемых объектов. При съемках на натуре моделирующий свет создают, как правило, дополнительными источниками света, различного рода отражающими экранами, подсветками, рассеивателями. Поскольку моделирующий свет образуется дополнительными источниками, его цвет можно изменять с помощью светофильтров или окрашенных светоотражающих экранов и светорассеивающих сеток.
Чтобы выделить предметы первого плана, отделить их световым контуром от фона, применяют контурный свет. Он создает световую завесу, и тем самым подчеркивается воздушная перспектива. При съемках на натуре контурный свет специальными источниками света создают лишь в редких случаях. Чаще пользуются контровым солнечным освещением.
Фоновой свет на натуре образуется заполняющим светом небосвода, а на незатененных участках еще и прямым солнечным светом. Для натурных съемок важно, чтобы небосвод с облаками в большинстве случаев мог служить цветным фоном.
При съемках на цветную пленку важно учитывать: цветотеневые соотношения на первоплановых объектах (яркостные и цветовые контрасты разноосвещенных участков, а также размытость контуров теней); яркостные и цветовые соотношения участков небосвода, попадающих в кадр; цветоперспективные соотношения, которыми определяется глубина изображаемого пространства и колорит изображения. Эти три типа цветовых соотношений натурного освещения зависят от положения солнца над горизонтом и состояния атмосферы, а также от вида воздушной дымки и ее плотности, от вида и плотности облаков.
Под фотосъемкой на натуре понимается и фотосъемка в интерьере в условиях естественного освещения, источником которого может быть свет, идущий из окон. Возможна естественная подсветка за счет отражений света от предметов обстановки.
Оригинал статьи на InDaPhoto.ru Школа фото Программы для обработки фото
Отзывы и комментарии