Романтический триллер «Турист». Как отдохнуть в Венеции с прибылью?
Есть такой бородатый анекдот:
На опушке леса, на пенечке завтракает охотник. Внезапно из лесу на него выходит здоровущий медведь. — Ты кто? — спрашивает медведь. — Я? — Охотник нервно посматривает в сторону автомобиля, где лежит ружье. — Я… турист! — Нет, — улыбнулся медведь, — это я турист. А ты — завтрак туриста.
Для тех, кто не понял шутки. «Завтрак туриста» — весьма распространенный в СССР консервированный продукт из мяса говядины или свинины. И говоря о мясе, я имею в виду именно мясо, а не то, что сегодня пихают в банки. Правда, история, рассказанная в картине «Турист» немецкого режиссера со сложной фамилией Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, к вышеозначенным консервам и тем более анекдоту не имеет никакого отношения. Хотя участь главного героя в исполнении Джонни Деппа всё-таки отчасти напоминает несладкую судьбу того самого охотника.
…Случилось так, что никому не интересный и абсолютно ненужный математик из Висконсина, путешествуя в Венецию, встречает в поезде очаровательную женщину. Слово за слово, и парочка оказывается в номере фешенебельного венецианского отеля, куда обычным смертным вход заказан. Более того, роскошная Элиз представила скромного Фрэнка своим мужем, устроила с ним романтические посиделки, разоткровенничалась и даже подарила поцелуй на ночь. Немудрено, что Фрэнк от внезапного счастья расплылся и решил, что ему наконец-то выпал счастливый билет.
Само собой, Фрэнк ошибался. Бесплатный сыр, а тем более бесплатный ужин в богатом доме с красивой женщиной — это уже не мышеловка, это западня на дичь покрупнее. В роли дичи — бывший банкир криминального олигарха Александр Пирс, похитивший у босса 1,5 миллиарда свободно конвертируемых денег и скрывшийся в неизвестном направлении. Теперь на хвосте у Пирса сам авторитетный вор в законе (Реджинальд Шо в исполнении Стивена Беркоффа), британские власти (представленные Полом Беттани и Тимоти Далтоном) и сама бывшая подружка, которая является единственной связью с беглецом и надеждой кредиторов на возмещение убытков.
Ходят слухи, что Пирс в изгнании подправил себе личико, так что теперь любой мужчина его комплекции вполне может сойти за зарвавшегося воришку. Бедняга Фрэнка, само собой, узнает об этом последним, когда подручные Шо и агенты с Туманного Альбиона начинают портить ему настроение от поездки, столь волнующей фибры души. Ситуацию осложняет тот факт, что Фрэнк, хоть и математик, не чужд романтических чувств и напрочь втюрился в таинственную попутчицу…
Начнем с того, что «Турист» — продукт неоригинальный, а ремейк картины 2005 года «Неуловимый» с участием Софи Марсо и Ивана Атталя. Француз Жером Салль также принимал участие в подготовке сценария к «Туристу», хотя, полагаю, и без него бы справились. Чай, не первый раз европейское кино становится подложкой для голливудских блокбастеров. И итог, кстати, тоже закономерный — картина Доннерсмарка очень тоскливо прокатилась в Америке, сумев отбить свой 100-миллионный бюджет только лишь в мировом прокате.
Сценарий глуповат, сыроват и сентиментален. Не обошлось и без явных дуростей, вроде за уши приплетенных британских спецслужб, которые якобы разыскивают неуловимого Пирса за неуплату налогов. Спрашивается, о каких налогах может идти речь, если деньги были украдены у полукриминального владельца борделей и казино? И почему англичан больше интересует хитрозадый банкир, а не сами уголовные элементы, вроде Шо и его украинских братков? Знаете, почему? Потому что англичане привыкли давать приют разного рода богатому отребью. Лишь бы деньги в стране крутились. Хороший, но завуалированный плевок в сторону Лондона.
Не ради интриги и похищенных миллионов шли зрители на «Туриста». У создателей в колоде был гораздо более мощный козырь, чем закрученный сюжет. На экране впервые слились в едином порыве суперзвезды мирового кинематографа — Анджелина Джоли и Джонни Депп. Да, на их месте могли оказаться и Шарлиз Терон, и Том Круз, и даже австралиец Сэм Уортингтон. Но не оказались.
Джоли и Депп — это не только серьезный стимул для похода в кинотеатр, но и солидный кусок бюджета, учитывая, что оба исполнителя меньше, чем за двадцать лимонов баксов, даже сценарий читать не будут. Авторы были готовы к тому, что женская аудитория будет млеть от душки Джонни и поносить стервозную Джоли, тогда как взгляд мужчин будет цепляться за по-прежнему шикарные формы Анджелины при ровном отношении к Деппу. Другими словами, минусы подобного дуэта должны были с лихвой компенсироваться плюсами.
Что вышло в итоге? Анджелина Джоли выступила в роли самой себя. Актрисе даже не пришлось вживаться в образ, ибо, полагаю, именно такой — слегка надменной, шикарной, успешной в жизни и знающей себе цену — она и видится своему ближайшему окружению, особенно тем, кому не повезло родиться с идеальной фигурой и надутыми от природы губами. Отношение челяди к богине в картине подчеркнуто явно и предумышленно, что особенно бросается в глаза в сцене на балу, где окружающие завистливо всматриваются в спину красавице, нервно придумывая повод в эту спину с раздражением не плюнуть.
Джонни Деппу повезло меньше. В перерыве между очередным выходом капитана Джека Воробья ему пришлось срочно перевоплотиться в математика с душевной раной и полным отсутствием перспектив. Депп — актер классный, но то ли пиратская сущность впиталась в подкорку, то ли двадцать миллионов гонорара уже не манят своей сногсшибательностью… Депп сыграл профессионально, спору нет, но в мимике и жестах безошибочно угадывались замашки капитана-прохвоста, и даже напускная скромность не могла скрыть тот факт, что, подобно своей партнерше по кадру, Депп сознает свое значение для этого фильма.
Бывает, что когда главные герои играют свою скрипку слишком заунывно и однообразно, на их фоне блистают персонажи второстепенные. Увы, в «Туристе» и этот шаблон не сработал. Сердцеед Тимоти Далтон сильно подряхлел и уже не вызывает былого трепета в женских сердцах, Пол Беттани чересчур нервничал и слишком старался. Единственно, кому было «до звезды» в компании звезд, так это Стивен Беркофф, которому в Голливуде не привыкать изображать злодеев. Он тоже постарел со времен «Полицейского из Беверли-Хиллз», но постарел элегантно, не растеряв харизмы.
Вердикт: красивая Венеция, красивые актеры, интригующая история любви на фоне миллионов и опасных приключений. С одним лишь исключением. Сыграно и снято без души. Финал достаточно предсказуем, да и фильм в целом не сильно радует приключениями. Авторы переборщили с мелодрамой и крупными планами приглашенных звезд, вместо того чтобы заставить их не только поедать глазами друг друга, но показать зрителям то, за что им платят такие баснословные гонорары. Депп хотя бы частично порадовал пижамным пробегом по Венеции, его же партнерша большую часть ленты эффектно виляла бедрами и хлопала глазками.
Романтический триллер получился одноразовым, финально подытожив — большая любовь стоит больших денег.