Стюарты - несчастливые короли. Чёрная метка герцога Олбани?
Бродишь-бродишь по средневековой Шотландии, даже не приближаясь особо к королевскому дворцу, и впечатление складывается: Стюарты — неудачники. Такое есть. Впрочем, в других династиях этого королевства тоже вряд ли много найдётся счастливчиков. Трудно им жилось, однако, бедным королям Далриады/Пиктавии/Альбы/Шотландии.
Но вернёмся к Стюартам. После прочтения серии статей Вячеслава Мартина захотелось как-то разложить всё по полочкам. Тем более что несчастья начались задолго до королевы Мэри. Кстати, так её называют сами шотландцы. Вот недавно надо было написать небольшой рассказик о Шотландии XVI века — ужас какой-то. Три четверти персонажей-мужчин зовутся Джеймс Стюарт, от королей до скромных капитанов. А женщины — все Мэри, почти поголовно. В том числе — жёны и дочери упомянутых Джеймсов.
А королева Мэри — одна.
Вообще-то, королевы две. Поэтому королеву-мать у историков принято называть девичьей фамилией — Мэри Гиз.
Но — сначала. Рыцарь из Бретани Алан фиц Флаалд прибыл в Англию по приглашению короля Генриха I, то есть в начале XII века. Один из его сыновей, Уолтер фиц Алан, перебрался ещё дальше на север — в Альбу (название Шотландия тогда было ещё новым и не вполне политкорректным). Он сделал головокружительную карьеру, стал сенешалем (Верховным Стюартом) королевства. Должность эту он передал по наследству своему сыну, а потом её название стало фамилией.
Пока всё в порядке.
В 1371 году умер король Дэвид Брюс, детей у него не было вообще. Зато был племянник, сын сестры Дэвида и внук великого Роберта Брюса. Роберт (в честь деда) Стюарт, граф Стрэзерн. Единственный из Стюартов, носивших корону, про которого нельзя сказать, что он «несчастливый». Удачливый полководец и способный политик, он, правда, подрастратил значительную часть государственной казны непонятно на что. Но на отмеренное ему время хватило.
Ещё Роберт II прославился как образцовый семьянин. От двух жён и трёх любовниц у него было пятнадцать сыновей, а список дочек вряд ли поместится на странице. Этих дочек он раздавал своим соратникам и просто отличившимся рыцарям в качестве награды. В 1450-х годах Чёрные Дугласы (пять братьев) вместе с Александром Линдси, графом Кроуфордом и Джоном Макдональдом, Лордом Островов подняли рокош против короля Джеймса II. Джордж Красный Дуглас, граф Ангус, остался верен королю, а Джеймс Кеннеди, епископ Сент-Эндрюса, вёл подрывную работу среди вассалов графа Дуглас. Все упомянутые в этом абзаце господа были правнуками короля Роберта II.
В общем, Роберт Стюарт, поцарствовав в своё удовольствие, тихо скончался в возрасте семидесяти четырёх лет.
И началось…
Началось всё с того, что его старшего сына звали Джон. Рейтинг короля с таким именем в Шотландии сразу упал бы ниже нуля, так презирали скотты Баллиола. Поэтому пришлось переименовываться в Роберта. Несмотря даже на то, что имелся брат, на три года моложе, который уже звался Робертом от рождения.
Ладно, король Роберт III и так не был особенно сообразительным, а тут ещё неудачно упал с лошади. Не то чтобы совсем человек ума лишился, но проблемы некоторые имелись. Неуверенность в себе какая-то появилась.
Зато Роберт-брат, герцог Олбани, был активен и уверен в себе до невозможности. Вот такой пример: поссорился со старшим сыном короля, герцогом Ротси — так взял его и арестовал. Под арестом наследник престола непонятно от чего умер. Король к смерти принца отнёсся индифферентно — Бог дал, Бог и взял. Но младшего сына решил отправить от греха подальше — на корабле во Францию.
Как будто всемогущий герцог не контролировал все порты и все корабли.
Получив известие о том, что корабль принца Джеймса захвачен неизвестными пиратами, король Роберт III расстроился и умер.
Впрочем, не зверь же дядя. С принцем (теперь уже новым королём) всё было в порядке — следующие восемнадцать лет ему предстояло провести в комфортабельном английском плену.
Пленных, конечно, надо выкупать. Но после сражения при Хомильдон Хилле в Лондоне и окрестностях прозябала такая толпа шотландских лордов и рыцарей, что про всех несчастных пленников и не упомнишь. Тем более что герцогу Олбани почему-то хотелось в первую очередь выкупить собственного сына Мэрдока.
Мэрдока герцог выкупил. И ещё многих других рыцарей, полезных для Шотландии. А насчёт короля Джеймса — всё руки не доходили.
Уже после смерти старого герцога, когда страной практически рулил выкупленный Мэрдок, народ (имеется в виду народ с титулом не ниже графа) заставил его заплатить выкуп за короля.
Тридцатилетний Джеймс I вернулся на родину. Первым делом он короновался, вторым — женился, третьим — приказал отрубить головы кузену Мэрдоку и двум его сыновьям. Младший сын герцога сумел сбежать в Ирландию. Герцогиня, как член семьи врага народа, получила восемь лет и отбывала их в Танталлоне.
Потом Джеймс I развернул программу мероприятий по укреплению законности и правопорядка. Некоторое время это терпели, но вообще-то у короля было четырнадцать дядей. Один из них, Уолтер Стюарт, граф Атолл, возглавил увенчавшийся успехом заговор. В 1437-м, в возрасте сорока трёх лет, Джеймс I был заколот в Перте.
Граф Атолл вместо того, чтобы получить корону, как он рассчитывал, был немедленно укорочен на голову. Новым королём все признали единственного сына заколотого Джеймса.
Новому королю Джеймсу II — семь лет…
Маленькое отступление. Никак нельзя отрицать, что первый из несчастливых Стюартов — Роберт III — стал таковым не в последнюю очередь благодаря активной деятельности его брата Роберта. Кроме, мягко выражаясь, неприятностей, случившихся с обоими принцами, герцог энергично вводил в Шотландии практику протекционизма. Что называется, сам жил и своим сторонникам жить давал. Ещё грубее — можно воровать, если поделишься с шефом. Отсюда — море неприятных последствий, не только для королевской династии, но и для государства вообще.
Несчастливая звезда аукнулась герцогу Олбани через шестьсот лет. Благодаря своевременно сбежавшему в Ирландию младшему внуку, потомки герцога по прямой мужской линии здравствуют и поныне. В 1984-м году 20-й граф Мори вынужден был отказаться в пользу государства от родового замка, в 1999-м его сократили из палаты лордов, а в 2003-м лишили права вершить суд в своих владениях.