Фотообои и видеоэкология
«Загрязнителями» визуальной среды являются гомогенные («голые» поверхности) и агрессивные (поверхности, содержащие множество одинаковых, равномерно распределённых видимых элементов) визуальные поля, а также большое число прямых линий, прямых углов, статичных поверхностей большого размера и бедной цветовой гаммы.
Окружающая видимая среда оказывает огромное влияние на поведение людей. Жизнерадостность жителей южных берегов Эллады, Италии и других благоприятных уголков Земли, по-видимому, в значительной степени обусловлена комфортной визуальной средой. Однако такого преимущества лишены жители многих современных городов, в которых визуальная среда большей частью не соответствует нормам зрения. Распространённым явлением в городах стали большие плоскости, однообразная окраска, прямые линии, прямые углы, и статичность большей части объектов - всё это влияет на человека и, в частности, на его орган зрения.
Повесив дома фотообои с березками или морским пейзажем - вы избавитесь от агрессивного тона ваших стен!
Особый набор визуальных элементов и специфическая цветовая гамма создают в городе видимую среду, резко отличную от естественной, в которой человек сформировался как биологический вид. Проблема усугубляется ещё и тем, что города год от года увеличиваются в размере, отторгая человека от естественной среды. Кроме того, материалы, используемые в строительстве, всё меньше напоминают природные. Противоестественная визуальная среда городов отрицательно влияет на состояние здоровья горожан и на их социальное поведение. «Некрасивость, - говорил Ф. М. Достоевский - погубит мир». Многие наши города достигли предела некрасивости, проблема визуальной среды в них стала чрезвычайно актуальной.
Научное направление о роли визуальной среды в жизни человека было названо нами видеоэкологией. Автоматия саккад как основа зрительного восприятия.
Глаз - самый активный из органов чувств, он никогда не стоит на одном месте. В этом легко убедиться, посмотрев в глаза собеседнику. Существуют два основных вида движений глаз - медленные и быстрые. Быстрые движения глаз в литературе получили название саккады (от французского слова «хлопок паруса»). Саккады правого и левого глаза совершенно синхронны и имеют одинаковую амплитуду. Ориентированы они также в одном направлении. Саккад довольно много - приблизительно две и более в секунду, т. е. направление взора меняется каждые полсекунды. Таким образом глаз постоянно сканирует окружающее пространство.
Сопоставление параметров саккад при различных зрительных задачах показало - фиксирует ли испытуемый реальный или мнимый объект в темноте, рисует ли он заданную фигуру, смотрит ли на картину или произвольно переводит взор с объекта на объект - общее число саккад не выходит за определенный объем. Аналогичная ситуация наблюдается не только у человека в бодрствующем состоянии, но и у спящего. Более того, не только у человека, но и у кролика такое же число саккад. Данный факт нельзя объяснить случайным совпадением. На основании полученных данных нами в 1987 году была сформулирована концепция об автоматии саккад. Автоматия как физиологическое явление известна давно: автоматия сердца, автоматия дыхания, автоматия пищеварительной системы. Мы дополняем этот список автоматией саккад.
Гомогенная видимая среда.
Гомогенной называется видимая среда, в которой видимые элементы либо отсутствуют совсем, либо число их резко снижено. Такая среда может возникнуть по разным причинам. У людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Шахтеры попадают в гомогенную среду из-за необычных условий работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда встречается, пожалуй, только в Арктике и Антарктике. Однако в современному человеку часто приходится встречаться с гомогенной видимой средой в городах, дома, на производстве и в транспорте.
Гомогенная видимая среда в архитектуре
При современных индустриальных методах строительства в городской среде возникает много гомогенных видимых полей. Наиболее наглядным и распространенным примером можно считать торцы зданий. При взгляде на такую голую стену (после очередной саккады) глазу совершенно не за что «зацепиться». Это значит, что даже если человек смотрит на такую стену всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6-9 саккад, и все они приходятся на поверхность, где нет зрительных элементов для фиксации взора. Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, которое возникает когда человек, сделав очередной шаг, не чувствует под ногой землю. Так и глаз за 3 секунды около десяти раз «проваливается» в яму. Легко представить, насколько неприятна эта ситуация. Она неизбежно ведет к состоянию дискомфорта.
Помимо этого, перед гомогенным зданием нередко имеется асфальтовое покрытие, которое, в свою очередь, является примером гомогенной визуальной среды. Приблизившись к такому зданию, человек оказывается в сплошном окружении гомогенных полей, и механизмы зрения не могут работать полноценно. Все это ведет к выраженному психологическому дискомфорту. Таким образом, можно утверждать, что наличие зрительных элементов, и в частности, декор зданий имеет важнейшее значение, и тот, кто первым сказал «об архитектурных излишествах», нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона - нависла угроза над фундаментальными процессами зрения. А это означает, что нельзя увлекаться чрезмерным остеклением зданий во всех климатических зонах, нельзя применять большие панели, ДСП, однотонные пленки, так как это ведет к гомогенизации видимой среды в местах обитания человека. Человек оказывается жертвой собственного творчества; в погоне за новыми строительными материалами он упускает самого себя. Его проекты из стекла и бетона задуманы с очевидным пренебрежением к видеоэкологии и в силу этого обречены на неудачу.
Агрессивная видимая среда
Агрессивным называется видимое поле, состоящее из большого числа одинаковых, равномерно расположенных визуальных элементов. Автоматия саккад не может полноценно работать при встрече человека с агрессивным полем, а ведь современная архитектура в большинстве случаев создает в городах агрессивную видимую среду. Ярким примером может служить любое типовое многоэтажное здание, на огромной плоскости стены которого рассосредоточено большое число окон. Смотреть долго на такую поверхность невозможно - в глазах рябит. Человек не может определить, на какое окно он смотрел до саккады, и на какое окно он смотрит после завершения саккады. Окон так много и они настолько одинаковы, что по существу, нарушается основная функция зрения - давать информацию о том, куда смотрят глаза, и что они видят. Ничего подобного не происходит в естественной среде, где человек точно знает, на какой предмет смотрят его глаза, какого размера этот предмет и на каком расстоянии он находится. В силу чего человек адекватно воспринимает окружающую естественную среду.
Когда мы смотрим на такое «агрессивное здание», взор наших глаз благодаря автоматии саккад переносится с одного окна на другое каждые пол-секунды. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: «окно», «окно», «окно», что неизбежно ведет к перегрузке мозга одинаковой информацией. В лесу же после каждой саккады в мозг идет новая «картинка». Нет того назойливого повтора, который человек испытывает при взгляде на современное многоэтажное здание. Так же и при рассматривании старинного здания с богатой архитектурой после каждой саккады в мозг идет новая «картинка». Легко сделать вывод: «архитектурные излишества» весьма нужны и уместны. Это необходимые функциональные элементы, без которых глаз не может полноценно работать. Собственно, так к ним и относились лучшие архитекторы.
http://haroom. ru