Двухколесная опасность. О чем забывают водители скутеров и мопедов?
Мне бы хотелось поднять вопрос о таких транспортных средствах, как скутер и мопед. Да, они существенно отличаются от мотоциклов и тем более от легковых автомобилей, не говоря уже о грузовиках. Только кодификационное отличие не снимает с водителей скутеров и мопедов ответственности на дороге и соблюдения ПДД. И тот, и другой являются источником повышенной опасности, причем как для самих водителей, так и для других участников движения.
Один из главных плюсов скутера и мопеда — это сравнительно недорогие и компактные средства передвижения. Можно их даже с натяжкой сравнить с велосипедом, только гораздо удобнее. Кроме того, водителям обоих ТС не нужно получать водительские удостоверения. Преимущество налицо — встал с утра, привел себя в порядок, прыгнул в седло и поехал по своим делам. К сожалению, многие так и поступают. И в этой цепочке действий отсутствует понятие соблюдения Правил дорожного движения.
Рассмотрим основные пункты необходимых знаний водителя скутера и мопеда. Во-первых, на проезжей части дороги таким транспортом имеет право управлять только лица, достигшие 16-летнего возраста. Более младшие подростки рискуют заработать штраф и пристрастную беседу родителей с сотрудниками ГИБДД, что тоже не столь приятно. И нужно учитывать, что если на «административке» попался несовершеннолетний, штрафные санкции, как правило, ложатся на плечи официальных представителей детей и подростков (если те, естественно, не эмансипированны). Таким образом, после душещипательных бесед родителей с представителей Госавтоинспекции, родители примутся за собственных детей. Хотя, может, это и плюс? Возможно, удастся до юных нарушителей донести хоть какие-то азы Правил дорожного движения?
Следующий момент. Ни мопед, ни скутер не имеют права выезжать на центр дороги. В соответствии с нормами ПДД, эти ТС обязаны ехать по обочинам или краю проезжей части по ходу движения транспортного потока.
Далее. В соответствии с пунктом 19. 5 ПДД РФ, на скутерах и мопедах в любое время суток, наравне с другими транспортными средствами, должен быть включен ближний свет фар.
Какие еще ошибки могут допустить водители скутеров и мопедов? Проанализировав все ДТП с участием скутеров и мопедов, установлено следующее:
— передвижение, держась за руль только одной рукой (видимо, водители считают себя настоящими асами или пилотами «Формулы-1», хотя официальная статистика убеждает в обратном);
— перевозка пассажиров (кроме разве что перевозки детей в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками);
— перевозка грузов, выступающих по ширине или длине более чем на полметра;
— передвигаться по дороге без мотошлема.
Поскольку чаще всего мопедами и скутерами управляют подростки, следующая информация предназначена родителям. Что важно помнить при покупке данных ТС?
Во-первых, учтите возраст своего ребенка. 15−16 лет — это та пора, когда несовершеннолетнему хочется попробовать абсолютно все, испытать собственные возможности. А уж тем более, когда сосед катается на мопеде, вполне естественно, что подросток также мечтает оседлать «железного коня». Увы, подобные стремления чаще всего заканчиваются трагично.
Во-вторых, обратите внимание на физические данные своего сына. Для вождения скутером требуются определенные физические усилия. Подросток может подвергнуться риску, что в определенный момент не справится с управлением.
В-третьих, в случае аварии юный водитель может получить серьезные травмы. Как утверждают травматологи, при одинаковом по силе ударе об элементы конструкции того же мопеда ребенок получает более серьезные телесные повреждения, чем взрослый. То есть взрослый человек может получить только синяк, у 15-летнего подростка вполне возможен и перелом. Это что касается легкого удара. Более серьезные травмы расписывать не будем — каждый домыслит их сам.
Управлять скутером или мопедом или не управлять — решать, конечно же, вам. Но помните, что вас предупредили обо всех тонкостях передвижения на данных ТС. Последнее слово, безусловно, за подростками и их родителями. И остается только верить, что благоразумных подростков в нашем городе намного больше нерадивых.
А напоследок как пищу для размышления мы представляем вашему вниманию несколько дорожно-транспортных происшествий, произошедших ровно год назад на территории моего региона Республики Коми, в которых граждане получили телесные повреждения. Это, естественно, всего лишь капля в море. Я указал только три случая ДТП, в реальности эту цифру можно смело умножать на 100 — это только для одного российского региона.
В Ухте опрокинулся скутер, за рулем которого сидела 22-летняя девушка. Она попыталась повернуть направо, но не справилась с управлением. В результате упала вместе со скутером и получила травму стопы.
В Сыктывкаре пострадал 19-летний водитель мопеда. Пострадавший при повороте налево на зеленый сигнал светофора не предоставил преимущество в движении другому транспортному средству и совершил столкновение с мотоциклом «Урал», который двигался прямо во встречном направлении.
В Удорском районе скутер наехал на 10-летнего мальчика. ДТП произошло в поселке Благоево в вечернее время, скутером управляла 19-летняя девушка. Она наехала на пешехода, который двигался по проезжей части дороги в попутном направлении. В результате ДТП ребенок получил закрытый перелом голени и ссадины лица.
Выводы, конечно же, делать только вам.