Почему отмечается Всемирный день китов? Киты и китобои сегодня
Китобойный промысел в ХХ веке
В начале ХХ века на островах Западной Антарктики действовало несколько береговых китовых баз и плавучие заводы, стоявшие на якорях в бухтах, защищенных от ветра. В начале 1920-х годов тот же Карл Ларсен выдвинул идею, которая совершила переворот в технике китобойного промысла. Он предложил поднимать добытых китов для разделки на палубу судна-матки.
Новые плавучие базы, переделанные в основном из танкеров, были значительно крупнее тех, что работали в Антарктике раньше. Благодаря этому промысел полностью перестал зависеть от берега. Появились пелагические, то есть работающие в открытом море, китобойные флотилии. К тому времени наука разработала методы гидрогенизации китового жира, и он стал широко применяться для изготовления не только мыла и маргарина, но и в производстве нитроглицерина, следовательно, и динамита, т. е. киты стали ещё и стратегическим объектом промысла.
В сезон 1930/31 годов в водах Антарктики действовала 41 пелагическая флотилия с 232 китобойными судами разных стран, которые добыли рекордное количество — 41200 китов, 73% из них составляли синие киты. Поэтому, численность их резко сократилась. В 1931 году двадцать две страны подписали первую конвенцию по регулированию китобойного промысла, но, к сожалению, она не смогла остановить уничтожение китов, дававшее сверхприбыли. В то время главными китобойными странами были Норвегия, Великобритания, Германия и Япония, и они не считали себя связанными никакими ограничениями на добычу китов. Уже в сезон 1936/37 годов первое место в объеме добытых китов составили финвалы.
Только после Второй мировой войны, в 1948 году, наконец было заключено соглашение — Международная конвенция по регулированию китобойного промысла, к которой присоединились почти все страны, добывающие китов. Ее рабочим органом стала Международная китобойная комиссия (МКК) — (International Whaling Commission — IWC), учрежденная несколько раньше, 2 декабря 1946 года в Вашингтоне. Основная задача Международной китобойной комиссии — отслеживать и при необходимости корректировать меры, обозначенные в приложении к Конвенции и регулирующие китобойный промысел в мире. А какова роль России в китобойном промысле?
В дореволюционной России добычей китов для личного потребления занималось коренное население Чукотки, а в средние века и жители Кольского полуострова и поморы. Никаких китобойных судов тогда не было. В СССР в довоенное время в дальневосточных морях добывали некоторое количество кашалотов с флотилии «Алеут». Эта первая советская китобойная флотилия имела в составе китобазу и три китобойных судна. Первых китов добыли 25 октября 1932 в районе Ревилья-Хихедо (Тихий океан). В послевоенные годы на Дальнем востоке вели промысел до 22 китобойных судов, поставлявших китов на 5 береговых разделочных баз. С 1963 года там работали китобазы «Владивосток» и «Дальний Восток», в отдельные сезоны и «Советская Россия».
Полномасштабным китобойным промыслом в районах Антарктики СССР стал заниматься уже после Второй мировой войны. В 1946 году по контрибуции СССР получил немецкую китобойную флотилию, которую стали называть «Славой». В состав флотилии входило огромное перерабатывающее судно-база, и восемь китобойных судов. В конце декабря 1946 года флотилия вышла в свой первый рейс к берегам Антарктики. Вел ее знаменитый капитан В. М. Воронин. 28 января 1947 советская флотилия «Слава» добыла первого кита.
В 1956 году в СССР появилось новое поколение китобойцев. Это были мощные дизельные суда, развивавшие скорость до 17,5 узлов, они могли без особых проблем работать в разреженном льду. Теперь киты, даже самые резвые — сейвалы и малые полосатики, — оказались полностью доступны для промысла. В 1959 в строй действующих вошла флотилия «Советская Украина», в 1961 — «Советская Россия», имеющие самые крупные в мире плавучие базы отечественной постройки, оснащенные для переработки 70−75 китов в сутки. С 1960 начала промысел флотилия «Юрий Долгорукий». По некоторым данным за послевоенный период, до конца 70-х, советские китобои добыли свыше 124,5 тыс. крупных усатых китов и кашалотов. Но точные цифры убитых китов пока еще на стали достоянием гласности. Как в рыбодобывающей отрасли, так и в китобойном промысле истинная картина скрывалась. Все данные: сроки начала и окончания промысла, координаты добычи китов, число, видовой состав, пол и размер добытых китов, биологическое состояние, и, наконец, количество выработанной продукции — были закодированы, находились под строгим контролем спецотделов Министерства рыбного хозяйства. Китов надо спасать!
Знатокам морских млекопитающих и специалистам по оценке промысловых запасов понятно, что популяция разнообразных видов китов подорвана хищническим промыслом еще до Второй мировой войны норвежскими, английскими, немецкими и японскими китобоями, но незавидная роль выпала и Советскому Союзу. Массовое истребление китов продолжалось до 1972 года, когда был объявлен международный мораторий (запрет) на любой коммерческий промысел морских млекопитающих.
На 60-е годы прошлого века пришелся пик китобойного промысла, но именно в эти годы началось международное природоохранное движение. Огромная заслуга в развертывании широкой кампании по предотвращению китовой бойни принадлежит сэру Питеру Скотту, одному из видных деятелей Международного союза охраны природы (МСОП) и основателей Всемирного фонда дикой природы (WWF). По его настоянию шесть видов китов — синий, финвал, горбач, гренландский, южный и северный гладкий включены в самую первую редакцию Списка редких млекопитающих и птиц — предшественника Красной книги МСОП. С 1965 по 1987 год сэр Питер Скотт не уставал повторять, что-то, что творится — это мировой скандал огромного масштаба и прилагал немало усилий для объяснения происходящего всему миру.
В 1972 году участники Конференции ООН по окружающей среде рекомендовали ввести 10-летний мораторий на коммерческий промысел китов, но тогда эту рекомендацию отклонила Международная китовая комиссия. Меры МКК по регулированию промысла всегда запаздывали, численность крупных китов-полосатиков по-прежнему шла на убыль. В конце концов, пришлось с этим посчитаться, когда единственным промысловым видом в Южном полушарии (основном китобойном угодье двадцатого века) стал малый полосатик. Последними странами, проводившими китобойные операции в Антарктике с начала 1970-х до второй половины 1980-х годов, оказались СССР и Япония.
Наконец, в 1982 г. МКК приняла решение о введении моратория на коммерческий китобойный промысел любых видов, начиная с 1985/86 г. Индийский океан был объявлен китовым заповедником. Разрешено вести добычу только коренному населению Чукотки, Гренландии, Аляски, о-вов Сент-Винсент и Гренадин, ввиду того, что они издревле используют в пищу и в быту китовое мясо и жир. Мораторий был принят большинством стран-участниц, но Норвегия, Перу, СССР и Япония возразили, намереваясь продолжать китобойный промысел и после 1986 года. По объективным причинам советские китобои прекратили коммерческий промысел с 1987 года, когда «Советская Украина» завершила свой последний рейс. В том году СССР и присоединился к мораторию. Как известно, некогда могучих, пользовавшихся славой, китобойных гигантов советской эпохи ждали разрушение в гаванях и безвестная смерть в плавильных печах.
Сохраняют промысел малых полосатиков в северо-восточной Атлантике норвежцы, под видом научных целей бьют китов в Антарктике и северной части Тихого океана японцы.
В марте прошлого, 2008 года, в Лондоне состоялась встреча представителей стран — участников МКК. Было отмечено, что популяции практически всех видов крупных китов по-прежнему остаются на грани исчезновения. МКК продолжает выступать против коммерческого китобойного промысла — и сейчас, и до тех пор, пока не произойдет полного восстановления китовых стад, и пока правительства стран мира не обеспечат полный международный контроль на основании упреждающих подходов к управлению.
Пожелаем же китам выжить, восстановить численность, не исчезнуть из вод мирового океана!