За кем плывет рыба? Вожаки и хозяева, консенсус и симбиоз
Вопрос «Кто в доме хозяин?» — всегда главный. Но не всегда очень просто решаем, часто и доказывать свое превосходство нужно самыми разнообразными средствами.
Вожак стаи птиц — не только самый премудрый (знает, куда лететь, за какими морями погреться да прокормиться), он еще должен быть и самым сильным. Ведь те, кто ведут стаю, еще и создают воздушный поток, который помогает слабеньким в хвосте стаи.
Выявилась и система предпочтений у рыб. В этом отношении интересны и самые обычные стайные рыбы, не одинокие хищники. Есть никем не управляемые стаи рыб, при этом особой анархии не наблюдается. А есть стаи, которые не могут без кормчего. Оказывается, есть у таких рыб что-то вроде выборов. По принципу привлекательности. Или принципу успешности. То есть, чем ты больше, толще и чище (без пятен, а, значит, без паразитов) — тем у тебя больше шансов стать лидером.
Одновременно в Швеции и Австралии проходили наблюдения и эксперименты с косяками рыб. Исследователей интересовало, принимают ли рыбы «групповое» решение. Они запускали своих кандидатов — и худых пятнистых, и откормленных-начищенных. Выводы получились интересные: чем больше был «рыбий электорат», тем быстрее и «правильнее» стая выбирала своего лидера. Одним словом, чем больше рыб в группе, тем быстрее достигнут консенсус. Кстати, по другим исследованиям, чем больше стая рыб, тем быстрее она обнаруживает и хищника. Есть даже гипотеза «многих глаз»… Как бы там ни было, следует такая стая за своим лидером, выбранным «всем миром».
Многие аквариумисты держат рыбок Малабарские данио (их еще ласково называют «дамские чулочки»), родина которых Цейлон и Индия. В стаях этих пресноводных рыб иерархия выражается еще ярче. Рыбки кланяются своему лидеру (естественно, самому большому и сильному): приближенные ограничиваются полупоклоном, а те, кто попроще, изгибаются чуть ли не всем телом. Сам же предводитель плавает вполне горизонтально. Табель о рангах поддерживается и конкретно мордобитием: если низший чин попробует пробиться поближе к центру, он может получить хорошенький удар плавника или рыла главаря. Приходится несолоно хлебавши возвращаться к краю стайки, где наиболее опасно.
А вожаки карпозубых рыб (в Африке) не только указывают верную дорогу сообществу, но еще и поддерживают порядок в стае, даже разнимают драки.
Правда, есть и другие рыбы, которые плывут согласно пожеланию хозяина. Это рыбы-прилипалы. Имя стало нарицательное. А жизнь — вполне настоящая.
Симбиоз между крупным хищником и мелкотой возможен только один. Если ты мелочь, но родился с присоской, то и жизнь удалась, не пропадешь, а даже будешь и при деле, и сыт, и попутешествуешь зайцем. А ведь свой рот довольно большой, и зубки многочисленные, и сама других рыбок может поесть, а также беспозвоночных. Нижняя челюсть вперед, глаза маленькие — но ведь дело не в красоте, а в умении.
Рыбы-прилипалы — специфические виды рыб, у которых спинной плавник преобразовался в присоску. Их существует множество: Echeneis naucraies, Phtheirichthys lineatus, Echeneis naucrates — рыба-лоцман, Remora remora — сугубо акулья, Remorina albescens — только со скатами-мантами и другие. И размером они тоже разные, могут доходить чуть ли не до метровой длины.
И уж если есть присоска, то нужно ею пользоваться на полную катушку. Рыбы-прилипалы разъезжают на акулах, китах, барракудах, тунцах, рыбах-мечах, иглобрюхах, совершая подчас длительные миграции. Прилепляются они или к брюху, или к жаберной области. Возникает вакуумный эффект, и даже если попытаться отодрать рыбу, потянув ее за хвост, то она еще больше присосется. И так ведь крепко держатся, что часто остаются с хозяином, которого поймали, принимая вместе с ним мученическую смерть. Зато и в желудок к «хозяину» она никогда не попадает…
Говорят, рыбы-прилипалы выполняют и санитарно-косметическую работу для хозяина, подчищая ту поверхность, которая им стала домом родным. Раньше считалось, что «хозяин» ничего не приобретает и ничего не теряет со своим спутником. Теперь допускается, что прилипала избавляет «хозяина» от бактерий и паразитов.
А также не прочь эти рыбы бесплатно покататься на лодках и кораблях, присасываясь к днищу. Есть легенда (описанная римским историком Плинием) о том, что у судна императора Калигулы были большие проблемы именно из-за рыб-прилипал. Говорят, что и небольшая парусная шхуна может изменить свой курс, если к ней прилепятся рыбы-прилипалы.
На прилипалу можно ловить, как на червячка. Так делают на Занзибаре. Привязывают прилипалу на веревке (или хвост протыкают), закидывают — и можно вытащить… черепаху.
И это даже не образ жизни рыбы-прилипалы. Это — сама жизнь и есть. По-своему насыщенная, событийная, полная приключений, не собой, правда, придуманных. Вполне осмысленная.
А человек, конечно же, вложил сугубо отрицательный смысл в имя нарицательное. Ведь человек — это звучит гордо. Венец….