Возможны ли Свобода, Равенство и Братство? Часть 1
Этот привлекательный, яркий и звонкий лозунг был провозглашён 220 лет назад, стал девизом буржуазно-демократической революции во Франции и, в конечном счёте, привёл к отмене феодализма и торжеству капитализма во всём мире. Он был подхвачен не только интеллектуалами, но и народными массами потому, что имел вполне конкретное содержание — против феодальной власти и идеологии феодализма, против церковного мракобесия, за развитие просвещения и научно-технического прогресса.
И каков же общий итог? К сожалению, он не радует. Не дав сколько-нибудь заметного улучшения общего состояния человечества, эти идеи вызвали море крови, слёз и страданий, не прекращающихся и до сих пор. Что же изменилось за последние два с лишним столетия? Лозунг стал не нужен власть имущим, получившим своё, а поэтому постепенно стал лишён какого-либо конкретного содержания, замаслен, затаскан либо вообще выброшен в отвал истории, заменён своеобразно понимаемыми «правами человека», «толерантностью», «политкорректностью» и т. д. и т. п. А как может быть иначе, если в современном мире миллиарды людей разделены множеством барьеров — политических, этнических, религиозных, идеологических, юридических, социальных, экономических и др. Какая уж тут свобода, какое равенство? А уж о братстве лучше вообще помолчать!
Не могу отказать себе в удовольствии процитировать слова Ф. М. Достоевского, записанные им в 1877 г. : «Ну, а как же „Свобода! Равенство! Братство!“ — провозглашённые французской революцией? Неужто и здесь нет никаких уроков для нас? Отчего же, уроки, конечно, есть, и очень серьёзные. Лозунги — прекрасные, но революция-то буржуазная, и потому плоды её соответствующие: Свобода! Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё, что угодно, в пределах закона. Когда можно делать всё, что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё, что угодно, а тот, с которым делают всё, что угодно. Равенство? У вас ни копейки, у соседа миллион, а в остальном вы… равны, конечно… Братство? Братство действительно великая движущая сила человечества, только, сколько его ни провозглашай, откуда же оно возьмётся, если его нет в действительности?»
Написано 132 года назад, но до чего же похоже на нынешнюю нашу российскую действительность! Помните, что говорили нам в лихие 90-е? У вас нет денег, не на что жить, нечего есть? Зато вы свободны! И сами вы свободны, и ваш труд свободен! (см. Конституцию РФ).
Лозунг «Свобода, равенство, братство» впервые был расшифрован в 1793 г. в «Декларации прав человека и гражданина», вошедшей в конституцию Франции. Во введении к Декларации свобода, равенство и братство названы «естественными правами человека». Эти идеи стали настолько популярны во всём мире, что вошли в ооновскую «Всеобщую декларацию прав человека» и в конституции многих стран, в том числе и таких, где об «естественных правах человека» имеют весьма смутное представление. Что интересно, первоисточник не даёт определений понятий, составляющих лозунг, полагаясь, видимо, на интуицию читателя, причём о братстве — ключевом понятии триединства — вообще не сказано ничего.
Для выяснения, возможно ли в реальной жизни осуществление «естественных прав человека», назовём несколько общеизвестных истин, или аксиом, существования человеческого общества.
Аксиома 1. Человек — существо социальное (общественное). Вне общества он или не становится, или перестаёт быть человеком, так как теряет важнейшие признаки вида Homo sapiens. Аксиома 2. Любой успех человека является «успехом в обществе», так как происходит благодаря содействию или отсутствию противодействия со стороны других членов общества. Аксиома 3. Человек может позволить себе в отношении других членов общества только то, что они позволяют с собой делать. Аксиома 4. Основой сосуществования людей в обществе и условием выживания вида Homo sapiens является бескорыстная взаимопомощь (братство, альтруизм).
Если руководствоваться этими аксиомами (справедливость которых никто не может оспорить), то лозунг французской революции, скорее всего, надо читать наоборот, и тогда он состоит не из «естественных прав», а из «естественных обязанностей». Действительно, «братство» есть главный общественный долг каждого члена общества. «Равенство» есть обязанность исполнения этого долга всеми членами общества. «Свобода» — это возможность выбора своего поведения, ограниченная рамками главного общественного долга (ибо «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»).
Попытавшись заглянуть в суть этого западного лозунга (русские люди веками исповедовали другой лозунг — «За Бога, Царя и Отечество»), мы увидим три великие иллюзии, невозможность реализации которых очевидна.
«Свобода» для западного человека — прежде всего, свобода личности (индивидуума). Человек — это индивидуум, в основе своей свободный, ни от кого не зависящий, никому ничем не обязанный, и именно с этих позиций строящий свои отношения со всем остальным миром. Какова же основа этих отношений? Западный человек — это, прежде всего, торгаш. Поэтому, как и всякий нормальный торговец, он строит свои отношения с другими людьми на основе сделки, контракта: «начальник — подчинённый», «муж — жена», даже «человек — Бог». Ибо свобода — это обязательное условие («естественное право») совершения любой взаимовыгодной сделки — главной основы межличностных отношений со всеми другими свободными личностями. Настоящий торговец свободен, по своему духу, от каких-либо привязанностей (кроме тех, которые ему выгодны). Именно в недрах либералистской цивилизации могло родиться совершенно дикое и отвратительное, на наш взгляд, понятие «гражданин мира»: где хорошо живётся (где деньги), там и отечество.
«Равенство» — всего лишь необходимое условие для заключения взаимовыгодной сделки. При этом необходимо отметить, что люди, правами которых можно пренебречь, не опасаясь за соблюдение своих собственных прав, равными отнюдь не считаются. Так было и с Францией, жестоко подавившей восстание рабов на Гаити, и с «цитаделью демократии» США, где процветали рабство и геноцид индейцев, а сейчас практикуются пытки военнопленных из стран, куда Америка на штыках своих морских пехотинцев принесла «свободу, равенство и братство».
«Братство» у западного человека существует по формуле: «Все мы братья, ровня, никто никому ничем не обязан. А раз так — плати деньги, получай товар». Но обычно вопросу всеобщего братства уделяется мало внимания. Другое дело — христианское братство, мусульманское братство, афроамериканское братство и др.
Но это уже совсем иная история…